Выходя за пределы "православного гетто". Церковь в сети Интернет

Семинар «Церковь в отражении интернет-ресурсов» прошёл в Южно-Сахалинске 19 мая.

Тема «Духовность и СМИ» уже шестой год поднимается в рамках одноимённой конференции. Организаторы мероприятия находятся в постоянном поиске наиболее удобного способа донесения информации, поэтому его формат регулярно меняется. В этот раз оно носило характер научно-практического семинара.

Бочка мёда

По словам монахини Иларионы (Фунтовой), к слову, выпускницы отделения журналистики СахГУ, Интернет и компьютер — это инструменты, как, например, скальпель. В руке хирурга он спасает жизни, а в руке убийцы — забирает. Поэтому всё зависти от того, кем и для каких целей они используются.

В 2012 году произошли некоторые события, привлёкший внимание светской общественности к православной церкви. Сюда относится скандал с «часами патриарха», выступление Pussy Riot и некоторые другие происшествия. Однако, несмотря на отрицательный посыл, люди заинтересовались проблемой, и число посещений православных интернет-ресурсов увеличилось. Кто-то шёл за правдой, кто-то хотел подтвердить свои домыслы, итог всё равно один — количество просмотров возросло. А как известно, чем больше тема вызывает интереса у аудитории, тем больше она освящается в СМИ.

Таким образом, православная лента новостей перестала быть «запасным колесом» для масс-медиа, которым пользовались лишь когда писать было не о чём. Но превратилась в полноценный источник информации.

Впрочем, возросшая популярность вынудила церковные интернет-ресурсы модифицировать форму подачи материала. Как рассказала Юлия Шутова, редактор информационно-просветительского портала Хабаровской епархии «Самый Восточный», СМИ берут статьи как есть, изменяя лишь «шапку». Это позволяет донести до читателя неискажённую информацию, несмотря на заголовки в духе «Студенты духовной семинарии попали в СИЗО Хабаровска».

На сегодняшний день в Интернет-пространстве существуют десятки сайтов и информационных порталов, посвящённых православию. По словам Юлии Вятржик, практикующего журналиста, среди них есть и те, которые рассчитаны на людей, сделавших свой выбор в пользу этой религии, и те, на которых публикуются откровенно антиправославные статьи.

Некоторые церковные сайты уже давно превратились в дискуссионные площадки, где можно вступить в открытый диалог с авторами и комментаторами. Современное православие не чурается вопросов личности, общества, науки, а порой даже оспаривает общепринятые ценности. В качестве примера, Юлия Вятржик привела интервью с Людмилой Петрановской на портале pravmir.ru. «Официозное отношение к войне — преступление перед психологическим благополучием нации» — так звучит его заглавие. В нём Людмила размышляет, стоит ли вообще ежегодно напоминать себе о Великой Отечественной войне или пора оставить её страницам учебников.

В отношениях между церковью, СМИ и аудиторией не должно быть консерватизма, а читатели должны понимать, что люди, выбравшие эту религию, — не какая-то обособленная группа. По словам Юлии Шутовой, православные — это не жители гетто. А прихожанами могут быть и врачи, и бухгалтеры, и актёры. Поэтому естественно, что диалог между воцерквлёнными и нет, должен быть чётким и понятным.

Ложка дёгтя

Однако не всё так гладко, как хочется видеть обеим сторонам. К сожалению, есть и перегибы.

Среди популярных ресурсов для верующих оказались не только интернет-порталы и магазины с церковной утварью, но и сайты менее приятные. Начнём с конца.

Православные социальные сети.

Социальные сети в целом — это явление привычное. Однако в данном случае речь идёт об узкой тематике. В таких кругах «по интересам», независимо от темы, опасность встретить своего фанатика значительно выше, чем в «общих» сетях. Кроме того, аудитория специализированных ресурсов гораздо меньше, а администрирование происходит небольшой группой лиц. И здесь появляется предвзятость. Как итог, если вы не выполнили требования модератора сиюминутно, то вам грозит бан с удалением аккауннта.

Мы не говорим об этом как о неоспоримой истине, но прецеденты были и не упомянуть о них было бы нечестно.

Православный сайт знакомств.

Как показал эксперимент, православный отличается от обычного лишь более религиозной анкетой и ссылками на пропагандирующие ресурсы, от которых у здравомыслящего человека на голове зашевелятся волосы. Но об этом чуть ниже.

Впрочем, православные сайты знакомств тоже можно разделить по уровню адекватности. Где-то вы спокойно можете указать, что не исповедаете данную религию, но относитесь к ней с уважением, и это не помешает вам знакомиться и общаться с людьми. А где-то «светские объявления удаляются», и только полностью православная семья имеет право на существование.

Порталы с «плохой» пропагандой.

Есть пропаганда правильная. Она предоставляет аргументы, а читатель их осмысливает, соглашается или оспаривает. А есть «плохая», где в голову вдалбливается безоговорочное мнение о чём-либо.

«Власти Сахалина готовятся к масштабной оккультной застройке» — статья о фен-шуй в селе Дальнее.

«Йога — путь к смерти» — статья о том, что йога — это зло вселенского масштаба.

«Феномен НЛО согласно учению Православной Церкви» — необычайно занятная статья, начинающаяся со слов «все более явно и активно в наш безрелигиозный и бездуховный мир врываются демонические силы, стремясь окончательно запутать и тем самым подчинить своему влиянию современного человека».

Самое интересное, что на таких сайтах нет второго, и уж тем более третьего мнения. И в этом их опасность.

***

В век информационных технологий, когда каждый может взять слово, нужно быть особенно осторожным. «Человек должен думать, какую информацию он потребляет," - говорила на конференции Юлия Вятржик. Не зря наш вид развил в себе умение анализировать, а не верить слепо тому, что пишут и говорят.

Раньше казалось, что СМИ и церковь вещи несовместимые. Сколько было заявлений, о том, что Интернет — это рассадник греховности, ведущий к деградации и падению морали. К счастью, эти времена позади, и сейчас православие налаживает диалог не только со своими прихожанами, но и с миром. А вот каким он станет — дело уже другое. Будет ли это миссия добра, для которой каждый человек — личность со своим мировоззрением. Или среди потока информации будут по-прежнему проскакивать камни в сторону ЛГБТ, ЭКО, атеистов и лиц иного вероисповедания.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2905

Автор: Анна Беляева

"ИА citysakh.ru"