На строительство парома-ледокола для линии «Ванино – Холмск» не хватает финансов

«Морское инженерное бюро» представило новый концепт железнодорожных паромов — ледоколов для линии Ванино — Холмск на конференции Британского королевского общества корабельных инженеров (RINA — Royal Institution of Naval Architects). Об этом сообщает пресс-служба бюро.

Авторы доклада — генеральный директор МИБ, почетный член RINA, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров и первый заместитель генерального директора Бюро, главный конструктор проекта CNF11CPD, почетный член RINA Игорь Ильницкий.

В докладе отмечалось, что более 75% всех грузовых перевозок и около 25% пассажирских перевозок между островом Сахалин и материковой частью Российской Федерации обеспечивает морская железнодорожная грузопассажирская паромная переправа «Ванино — Холмск».

Первая очередь существующей переправы «Ванино — Холмск» была торжественно открыта 27 июня 1973 года, вторая очередь — в 1985 году. Протяженность расположенной в Татарском проливе линии — 140 морских миль. Поскольку ширина сахалинской железнодорожной колеи 1067 мм отличается от общероссийской, в порту Холмск осуществляется замена тележек.

Интересно отметить, что в действительности переправа, обеспечившая надежную связь между островом и материком, появилась еще в 50-е годы прошлого столетия. На нее были поставлены построенные в 1956 и 1958 году на Амурском судостроительном заводе паромы проекта 728П «Забайкалье» и «Приамурье».

Сегодня на железнодорожной паромной линии «Ванино — Холмск» работают три парома первого ограниченного района плавания проекта 1809 «Сахалин-8», «Сахалин-9» и «Сахалин-10». На калининградском заводе «Янтарь» в период с 1972 год по 1992 год всего было построено десять таких паромов. Семь из них после полной выработки ресурса были списаны. Понятно, что срок службы оставшихся судов не безграничен и необходимы новые паромы для замены.

По оценкам специалистов ДНИИМФ, основными проблемами существующих дизель-электроходов типа «Сахалин» являются недостаточная мореходность; избыточный расход топлива на чистой воде от дополнительного сопротивления носового винта; недостаточная маневренность при заходе в порт Холмск из-за фактически одновальной установки и в силу отсутствия подруливающих устройств; плохой обзор из рубки; «развалы» электросхемы; низкая экономическая эффективность.

Недостаточная ледопроходимость и снижение эксплуатационных показателей работы действующих паромов типа «Сахалин"в связи с физическим износом корпуса и судового оборудования привели к тому, что время перехода парома увеличилось с 8 часов до 14−18 часов.

С конца 90-х годов, с открытием автомобильного сообщения из Ванино с городами Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре Сахалинское пароходство приступило к перевозкам на линии не только железнодорожных вагонов, но и автотранспорта, в первую очередь, автопоездов со скоропортящимися и другими потребительскими грузами, доля которых неуклонно растет. По оценкам экспертов, к 2025 году потребность в перевозках грузов между Сахалином и материком составит около 9,2 млн. тонн груза за счет увеличения сбыта угля из Углегорского района, необходимости завоза строительных материалов для новых объектов электроэнергетики и перерабатывающей промышленности.

Оставшихся трех судов, с учетом их ограничений по мореходности, периодически не хватает для обработки заявленного объема груза уже сейчас. Например, в ноябре-декабре 2010 года ОАО «РЖД» было вынуждено объявить конвенцию — запрет погрузки грузов в адрес сахалинских потребителей, так как в ожидании погрузки на остров скопилось более 1100 вагонов. Причина — плохая погода, из-за которой паромы (тогда их было еще четыре) простояли 26 дней, а в остальные дни половину вместимости пришлось отдать автопоездам. И такие конвенции случаются в осенне-зимний период, практически, каждый год.

По заказу Федерального агентства морского и речного транспорт Министерства транспорта Российской Федерации Морским инженерным бюро был разработан новый концепт автомобильно-железнодорожного парома ледокольного типа неограниченного района плавания нового поколения с двухвальной четырехдвигательной силовой установкой и тремя подруливающими устройствами для линии «Ванино — Холмск» проекта CNF11CPD, учитывающий опыт работы существующих судов и условия линии.

Предполагается, что новые паромы будут работать с использованием существующих старых паромных причалов, и какое-то время — параллельно с действующими паромами типа «Сахалин», постепенно их вытесняя.

Следовательно, схема накатки и расположения вагонов (четыре колеи по ширине), ширина парома, система соединения с мостом остается неизменной.

При этом ограничение по условиям Холмского порта не позволяют существенно увеличить длину и осадку судна.

Существующие железнодорожные паромы имеют первый ограниченный район плавания. Новые паромы имеют неограниченный район плавания и соответственно не имеют ограничений по погоде.

Следует также отметить, что значительная часть установленного на паромах типа «Сахалин» оборудования снята с производства.

Тактика захода современного парома в порт Холмск, в соответствии с его возможностями, совершенно другая.

Новому парому для обеспечения его управляемости не требуется опасный заход в порт на высоких скоростях. Паром движется в порту кормой вперед на скоростях меньше 3 узлов, при которых не наблюдается снижение эффективности подруливающих устройств.

Площадь парусности нового парома (боковой профиль) в самом неблагоприятном варианте при неполной осадке 6,5 м и с автопоездами на верхней палубе составляет около 2250 кв. м. При самом неблагоприятном направлении ветра (перпендикулярно диаметральной плоскости) только с работающими подруливающими устройствами (тяга 3×76 кН) паром может противостоять ветру со скоростью 18 узлов с нулевым перемещением! С учетом сопротивления дрейфу и работы винто-рулевого комплекса (двухвальная установка) допустимая скорость такого ветра значительно возрастает.

Принятые решения позволяют обеспечить самостоятельную швартовку и длительное движение задним ходом по стесненной акватории портов Ванино и Холмск, проход ворот порта Холмск задним ходом на скорости, обеспечивающей устойчивое управление судном.

Ходовое время на линии «Ванино — Холмск» у действующих паромов составляет приблизительно 80−90% кругового рейса — около 20 часов в сутки.

Скорость нового парома CNF11CPD составляет 18 узлов при 85% использованной мощности двигателей (существующие суда имеют скорость около 16 узлов). За счет хорошо известного (для европейских паромов) решения на проекте CNF11CPD на каждый винт работают по два главных двигателя, что позволяет на экономическом ходу держать скорость в 12 узлов, на полном — 18 узлов. Обводы корпуса были разработаны с помощью компьютерного моделирования и проверены в опытовых бассейнах ЦНИИ Крылова и Акер Арктик.

Особенностью функционирования паромной переправы «Ванино — Холмск» является сезонная самостоятельная работа в сложных ледовых условиях — 3−4 месяца в году на коротком участке перехода (в районе порта Ванино) складывается тяжелая ледовая обстановка. При появлении «ледовой реки» в порт Ванино разрешается заход судов с ледовой категорией ARC 5 и выше.

В свое время паромная переправа строилась для обслуживания железнодорожных перевозок, но в последнее время все большую часть на паромных маршрутах стала занимать перевозка автомобильного транспорта. Появился новый вид груза — тяжелые трейлеры (фуры) и легковые автомобили. В связи со строительством автодороги Лидога — Ванино, доля перевозок автомобильного транспорта будет расти. Помимо перевозок автомобилей и трейлеров у грузоотправителей имеется еще один потенциально новый для паромной линии вид груза: контейнеры и ролл-трейлеры с тяжелой техникой. Поэтому при сохранении функции перевозки железнодорожных вагонов (протяженность рельсовых путей 440 пог. м при 420 на существующем), в 2,6 раза выросла вместимость по автомобилям (1036 пог. м против 394 на существующем). В итоге, на новом судне можно разместить 48 грузовых автомобилей с полуприцепами, имеющим длину 12−13,5 м и дополнительно 28 легковых автомобилей.

Для обеспечения суточного рейса судна и соблюдения постоянного расписания требуется ограниченное время стоянки судна в порту, то есть полная грузовая и пассажирская обработка судна должна осуществляться в течение 2 часов. Для этого на судне применяется кормовая схема накатной грузообработки посредством берегового железнодорожного моста.

Помимо кормовой схемы грузообработки, однозначно привязанной к терминалам портов Ванино и Холмск, установлена бортовая рампа для работы с накатной техникой прямо на причал, что позволяет применять новое судно, например, для коммерческих рейсов в Японию. В концепт заложена возможность работы по загрузке автопоездов и легковых автомобилей непосредственно на верхнюю палубу парома с береговых эстакад, которые предполагается построить во время реконструкции терминалов линии.

Пассажировместимость существующих паромов востребована полностью, так как из-за высокой стоимости авиабилетов именно паром стал единственно возможным способом пассажирских сообщений для большинства населения Сахалина.

Выбранное в новом проекте количество пассажиров (150 человек) отражает пиковую потребность линии в сезон отпусков и назначено по предложению правительства Сахалинской области, которому принципиально важно обеспечить решение социальной задачи по отдыху населения региона. Из 150 пассажиров 5 размещены в улучшенных одноместных каютах, 42 — в двухместных каютах с санузлом, 9 — в трехместных каютах, 44 — в четырехместных каютах и 50 — в креслах салона.

Установленное на судно оборудование позволяет работать на переходе как на полных, так и на долевых режимах нагрузки, проводить требуемое техническое обслуживание главных двигателей без вывода парома из эксплуатации.

Таким образом, по техническому заданию Росморречфлота и в творческом взаимодействии с ведущими отечественными и иностранными исследовательскими институтами Морским инженерным бюро был создан проект CNF11CPD автомобильно-железнодорожного парома-ледокола нового поколения для линии «Ванино — Холмск», который обеспечивает по сравнению с существующими судами типа «Сахалин:

• повышенные грузовые свойства (вместимость по грузовикам в 2,6 раза больше);
• не имеет ограничений по погоде (неограниченный район плавания);
• может работать в тяжелых ледовых условиях (во льду толщиной 80 см скорость около 6−8 узлов и во льду толщиной 1,0 м скорость около 4,5 узлов);
• в состоянии выполнять самостоятельные (несколько раз в сутки) швартовки без буксирного обеспечения, длительное движение задним ходом по стесненной акватории порта Холмск;
• выдерживает суточный цикл кругового рейса (скорость в эксплуатации 18 узлов);
• 2-х часовую стоянку при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Новый концепт перевозит до 150 пассажиров и может перевозить опасные грузы.

Есть только одна проблема, которую не смогли решить в Морском инженерном бюро — финансовая.

Сначала на Сахалине было принято решение строить два новых парома. Но в 2014 году, когда был объявлен конкурс на доковые работы с ценой вопроса 6,5 миллиарда рублей, ни одна из судоверфей участия в тендере приняла. Объединенная судостроительная корпорация готова была заняться новым паромом, но по цене на треть больше. Поэтому конкурс признали несостоявшимся.

Теперь определено, что на 6,5 миллиарда рублей возможно построить один паром, поскольку оборудование, которое приходится покупать за рубежом, сильно подорожало. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы средства на строительство в размере 4 миллиардов 478 миллионов рублей на 2015 год уже предусмотрены.

Сахалинские власти намерены обратиться в федеральное правительство с просьбой ускорить строительство судна. Два из трёх действующих паромов собираются планово ремонтироваться, у сахалинцев возможен транспортный коллапс.

Об этом сообщается на сайте PortNews.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1015