"С хамством в медицине мы боремся постоянно". Интервью с первым замминистра здравоохранения Сахалинской области

Проблема хамства и грубого обращения с пациентами стоит особняком в сахалинской системе здравоохранения. Не так давно мы публиковали один из случаев, который наглядно иллюстрирует то, что у нас пациенты и врачи находятся по разные стороны баррикад.

После выхода материала в свет с нами связалась врач одной из местных поликлиник и предложила вести авторскую колонку, в которой будет пытаться разъяснять читателям основные принципы работы медицинских учреждений области. На данный момент, Алена Катаева написала три статьи (первая, вторая и третья), под каждой из которых до сих пор не утихают бури негодования и споров.

Возможность задать все интересующие вопросы появилась на прошедшей 9 декабря пресс-конференции по теме: «доступность и качество оказания медицинской помощи на территории Сахалинской области». Среди прочих спикеров, на ней присутствовала и Людмила Учаева, первый заместитель министра здравоохранения Сахалинской области. Она постаралась дать максимально развернутые ответы на волнующую тему.

— Людмила Владимировна, как бы вы прокомментировали сложившуюся ситуацию с некомпетентностью некоторых сотрудников? Ведь фельдшеры, работники регистратур и телефонистки — это первые люди, с которыми сталкиваются нуждающиеся в медицинской помощи люди.

— Да, это действительно больной вопрос. И для начала я расскажу что уже сейчас делается для улучшения службы скорой медицинской помощи. На сегодняшний день в рамках кадровой программы министром принято решение, по привлечению фельдшеров в бригады скорой помощи. Их будут обеспечивать жильем — это раз. Во-вторых, вся система скорой помощи сегодня работает над организацией единого диспетчерского пункта. В нем будет отработана система приема вызовов, работать только квалифицированные диспетчеры, которые смогут четко дифференцировать обращения граждан и дать верные рекомендации по первичному диагнозу. Так же они будут принимать решения об отправлении бригады и решать с какой срочностью это делать.

Случай, про который вы рассказали, конечно, недопустим. С хамством в медицине мы постоянно боремся. Жалобы на невнимательное и грубое отношение к пациентам — один из самых серьезных и проблемных вопросов, и мы уделяем ему очень большое внимание. Ведется постоянный анализ таких обращений, проводятся врачебные конференции, а так же разрабатывается кодекс современной врачебной этики.

Отдельно хочу отметить, что обратный отклик от медучреждения в такой ситуации является обязательным. Если пострадавшие подали официальное заявление, то в соответствии с Федеральным законом № 59 ответ заявителю должен быть в любом случае. И об этом все прекрасно знают.

К сожалению, еще одной стороной проблемы является медицинское воспитание населения. Не все знают основные симптомы, например, острого коронарного синдрома и куда в таких случаях обращаться.

— А как обстоят дела с лечащими врачами в удаленных районах острова? Распространенной ситуацией является то, что врач пользуясь своей «незаменимостью» превышает допустимые этические нормы. Уволить его никто не может, так как заменить будет просто некем.

— На сегодня этот вопрос отпадает сам по себе, потому что в настоящий момент на Сахалин прибывает достаточно много врачей, и комиссия Министерства здравоохранения уже может выбирать в момент обработки документов. Мы отсекаем многие обращения, которые вызывают сомнения. Например, если врач был уволен по настораживающей причине или сменил несколько мест работы в короткий период. Мы таких специалистов вообще не берем.

— Понятно, но это касается новых кадров, а что делать с местными врачами, у которых очень большой стаж работы?

— Это зависит от руководителя. Во-первых, сейчас по оценке каждого работника медучреждения идет подготовительная работа по внедрению эффективного контракта по новой системе оплаты труда. В скором времени, каждый работник будет оцениваться комиссионно: как он отработал, каких показателей достиг, что он сделал. А если будут нарушения дисциплины и обоснованные жалобы, то однозначно он будет страдать как в заработке, так и морально, ведь все инциденты обсуждаются в коллективе.

— Людмила Владимировна, не попадет ли в таком случае врач в ситуацию давления с двух сторон: с одной — пациенты, такие как мамы с больными детьми и пенсионеры. Те, кто приходят за помощью в состоянии нервного возбуждения и не всегда сами ведут себя сдержанно. А с другой — врачебные комиссии, вызывание «на ковер» к руководству, да еще и штрафы? Являются ли такие меры действенными и способными мотивировать мед работника продолжать выполнять свой долг качественно?

— Наверно, один из сложнейших вопросов — это взаимоотношение врача с пациентом и его родственниками. Поймите, врач — это особый человек, который должен оказать мед помощь качественно и, в первую очередь, оказать душевное и внимательное отношение. Можно сказать, что он «лечит словом». Порой у нас происходят споры, каким должен быть врач в первую очередь: профессионалом с большой буквы или тем, кто умеет пообщаться с пациентом и вызвать у него доброжелательное отношение. Вопрос этот очень неоднозначный и спорный, поэтому в рамках наших конференций мы говорим как о профессионализме, так и об умении говорить с пациентом. И здесь важно чтобы и пациенты были иногда более терпимы. Придя в заведение соблюдать определенный режим и распорядок работы больницы, как пример. К этому относятся и психологические подходы. Мы работаем над тем, чтобы в стационарах было больше психологов, особенно, в детских поликлиниках. Ведь если ребенок заболел, то мама сама в ужасном состоянии, и ей самой требуется психологическая помощь. Если врач лечит ребенка, то психолог помогает маме правильно воспринять эту ситуацию и содействовать врачу в выполнении всех назначений и рекомендаций.

Будем надеяться, что разрабатываемые меры по улучшению доступности и качества оказания медицинской помощи дадут реальные положительные результаты в самое ближайшее время.

А, тем временем, случай с нагрубившим фельдшером продолжает оставаться незавершенным. Полиция прислала заявителям письмо с отказом о возбуждении уголовного дела, а официального ответа от службы скорой помощи так и не поступило. Мало того, представившиеся медработниками люди оставляют гневные комментарии в адрес тех, кто решился набрать «03» на телефоне, не высказываясь при этом о допустимости самих фактов врачебного хамства:

Все это позволяет сделать вывод о том, что текущее состояние ситуации продолжает оставаться обостренным.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1585

Автор: Олег Евсюков

"ИА citysakh.ru"