Школьники Сахалина узнали темы итоговых сочинений

За 15 минут до начала проведения итогового сочинения, как и было обещано Рособрнадзором, сахалинские школьники узнали темы сочинений.

Время самого экзамена и всех подготовительных процедур было чётко регламентировано. Ровно в 9.30ч. ученики по паспортам вошли в подготовленные аудитории. Далее — инструктаж и заполнение бланков, а в 9.45 ч. на специализированных федеральных порталах ЕГЭ, ФИПИ и сайте министерства образования Сахалинской области появились темы сочинений. Выпускникам предложили пять тем на выбор:

  • Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова).
  • Почему тема войны не уходит из литературы?
  • Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
  • Согласны ли Вы с утверждением героя И. С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Отметим, что отдельные темы были предоставлены для школьников Северо — Курильска, т. к. на федеральном уровне темы формируются для каждого часового пояса отдельно.

Сочинения учащихся будут проверены в школе, отсканированы в Региональном центре обработки информации, и направлены в Федеральный центр тестирования. Чтобы получить положительный результат, работы должны соответствовать хотя бы трём из пяти критериев, а именно: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность. При этом первые два пункта должны быть выполнены в обязательном порядке.

Напомним, что с этого учебного года, чтобы получить допуск к сдаче единого государственного экзамена, выпускникам необходимо было написать сочинение. Основная идея — проверить способности учеников рассуждать и четко излагать свои мысли.

Школьное итоговое сочинение в дальнейшем может быть учтено при приеме абитуриентов в вузы. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимум за него можно будет получить 10 баллов, которые затем суммируют с баллами ЕГЭ абитуриента.

Отношение представителей педагогической общественности к введению итогового сочинения для выпускников:

Ирина Остапенко (Ирина Левитес), редактор издательства Института развития образования Сахалинской области, прозаик, член Союза писателей России:

— Символично, что выпускники пишут итоговое сочинение в преддверии наступающего 2015 года, объявленного в России Годом литературы.

Радует, что российское общество возвращается к старой доброй традиции. Когда-то все школьники писали сочинения: кто-то лучше, кто-то хуже, многим помогали родители или друзья. Но ни у кого не вызывала сомнений сама мысль о необходимости читать и на основе прочитанного размышлять, высказывать свое мнение и, в конечном итоге, становиться лучше, мудрее, добрее.

Невозможно написать о войне, не прочитав произведения о трагедии и подвиге народа. Нельзя осмыслить семейные ценности, ничего не зная об Анне Карениной. Трудно рассуждать о проблеме отцов и детей, не взяв в руки томик Тургенева. Мне в последние годы было бесконечно жаль юных соотечественников, лишенных возможности бродить по темным аллеям, стоять над пропастью во ржи, уплывать в вешние воды. Можно много рассуждать о преподавании литературы в школе, но приходится признать: зрелые люди читают все меньше, а молодые — совсем мало и, к сожалению, низкопробную литературу. Я помню времена, когда мы всем классом передавали друг другу книги — всего на одну ночь, и читали с фонариком под одеялом. Сегодня школьники имеют неограниченный доступ к любым произведениям мировой литературы, им нужно лишь подсказать, что читать, привить хороший вкус, открыть радость чтения.

Я надеюсь, что итоговое сочинение, обязательное для всех выпускников общеобразовательных школ, даст им возможность открыть страницы хороших книг, задуматься «о подвигах, о доблести, о славе», о чести и порядочности и, конечно, о любви.

Людмила Гринько, начальник отдела науки и инноваций в образовании Института развития образования Сахалинской области, кандидат филологических наук:

— На мой взгляд, написание пробного сочинения, за которое ребенок получает «зачет» или «незачет» — весьма важный этап, ориентирующий и ученика, и учителя на темы основного экзамена, позволяет выявить слабые стороны автора сочинения и поработать над ними.

Вполне логично, что одна из предложенных в ноябре тем была связана с именем юбиляра — М. Ю. Лермонтова. Для пробного сочинения она сформулирована достаточно широко, что позволяет юным любителям творчества этого поэта, блеснуть знанием биографии, текста, переосмыслить знакомые строки.

Тема войны также обусловлена наступающим 70-летием со дня великой победы. Нет в России ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Это шанс направить свое внимание на историю предков, собрать воспоминания о героических родственниках, поговорив с представителями старшего поколения. Побуждение обратиться к вечным ценностям в жизни человека — также очень важно, оно помогает еще не окрепшей личности ребенка ориентироваться в жизненных ситуациях, делать выбор, задавать вопросы и получать на них ответы. Тема экологической ситуации актуальна, и с каждым годом будет все более остро вставать перед человечеством. Когда ребенок задумывается над этими проблемами, есть робкая надежда, что он бережнее отнесется к своей малой родине и шире — к хрупкой планете Земля.

Содержательно темы экзаменационных сочинений дают простор для выражения мысли, демонстрации своих знаний и пусть небольшого в силу возраста, но, тем не менее, опыта.

Анна Ивановна Чернобровкина, директор СОШ № 13 г. Южно-Сахалинска:

— Я поддерживаю решение о возвращении экзаменационного сочинения по литературе. Данная форма работы проверяет речевые и письменные компетенции: умения школьника отстаивать свою точку зрения, выражать ее в письменном виде, аргументировать.

Кроме того, дает возможность проявить коммуникативные способности. Здесь проверяются и личностные компетенции, ведь литература закладывает и нравственные основы. Также сочинение может стать мотивирующим фактором для изучения отечественной и мировой литературы учащимися старших классов. Данная форма экзамена будет содействовать популяризации книг, любви к чтению, всего того, что было утрачено в последнее десятилетие.

Чуприкова Т. В., учитель русского языка МБОУ Гимназия № 2 г. Южно-Сахалинска:

— С 2014 года условием допуска к государственной итоговой аттестации является сочинение.

Многие не понимают, зачем все больше усложняется процедура выпускных экзаменов.

Но разве написание сочинения это не возможность увидеть качество образования?

Каждый учитель хочет на своих уроках видеть детей, которые умеют рассуждать, выстраивать в логическую цепочку факты и причины. Учителю важно, чтобы его выпускники стали успешными в жизни, смогли адаптироваться в современном поликультурном обществе.

Современная школа работает в новых условиях, при которых предъявляются новые требования к выпускнику: уметь грамотно и аргументировано излагать свои мысли, применять полученные знания на практике, иметь свое мнение на вопросы, которые задает жизнь, заниматься самообразованием в течение всей своей жизни.

Сочинение развивает монологическую речь ребенка, учит анализировать исторические источники, литературные произведения и выражать свое отношение к героям и поступкам, заставляет рассуждать над «вечными проблемами», искать ответы на поставленные жизнью вопросы.

Темы, предлагаемые для выпускного сочинения, позволяют выявить гражданскую позицию учащегося, сформированные ценности, раскрыть его творческие способности.

Грамотность, аргументированность суждений, логика в речи — качества, необходимые квалифицированному специалисту любой области.

Возвращение сочинения в школу заставит ребят не только работать над своей речью и читать литературные произведения, но и задуматься над жизненными перспективами.

Мысюк Ольга Яковлевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 1 им. А.С.Пушкина, Заслуженный педагог Сахалинской области:

— Сегодня, благодаря возвращению экзаменационного сочинения, работа учителя литературы вновь приобрела большой смысл.

Данная работа создает условия ученикам высокого интеллектуального уровня для самовыражения, что характерно для юношеского возраста. Выпускникам, обладающими творческими способностями, также предоставляется возможность продемонстрировать свои таланты. Сочинение — хороший момент для демонстрации своих личностных качеств, уровня мышления, для высказывания своей жизненной позиции.

Кроме того, статус сочинения будет стимулировать выпускников к чтению художественной литературы.

Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования Сахалинской области.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2598