О грубых, тупых, ленивых врачах или взгляд изнутри. Авторская колонка Алёны Катаевой

Сегодня медицину и врачей не ругает только ленивый. Мне захотелось разобраться, в чём дело и откуда «ноги растут». Ну и, конечно, меня не оставила равнодушной статья о жалобе на работников СМП, размещённая ранее на Ситисахе. Начинается статья со слов «Хамство врачей — довольно распространенное явление в условиях суровой российской действительности». Вот именно эта фраза заставила меня выбрать сегодняшнюю тему моей авторской колонки. Прежде всего, оговорюсь, в медицине я работаю достаточно давно и многих своих коллег знаю не один год. Назвать их хамами язык не повернётся. Как правило, это достаточно спокойные, уравновешенные люди. Так почему же повсеместно пациенты, обращающиеся к нам, врачам за помощью готовы вешать этот ярлык на любого из нас?

Я, конечно, больше буду говорить о врачах, работающих в поликлинике, поскольку работаю именно поликлиническим врачом уже более 25 лет. Прежде всего давайте примем, как данность — работать врачом тяжело. На приёме в поликлинике врач за отпущенное на приём время — это как правило от 7 до 20 минут (время по талону из регистратуры) — должен пациента осмотреть, поставить правильный диагноз, принять быстрое и правильное решение по лечению, порой принять на себя ответственность за жизнь пациента и правильность своих действий, сделать пространную запись в амбулаторной карте пациента, назначить оптимальный объём обследования и назначить повторный приём пациенту. Ну, то есть представили себе ситуацию? Вошёл пациент на приём в кабинет и врач тотчас же должен быть готов вот все выше перечисленные действия произвести за достаточно короткий промежуток времени. Конечно, любой врач настраивается на такой ритм работы, учитывая, что наш инструмент — это наш мозг, мы стараемся не отвлекаться на различные раздражители. И с каких реплик чаще всего начинается беседа врача и пациента в кабинете? Примерно с таких:

 — А я не знал, что нужна амбулаторная карта.

-А в регистратуре очередь большая, мне стоять некогда.

— А соседка сказала, что к вам просто так, без талона, приходила

— А я не знаю, зачем меня к вам направили.

— А я не успел анализы сдать.

— Да к вам талон не достанешь.

— А почему я должен в регистратуру идти, пусть медсестра сходит или вы сами идите.

Прежде всего нужно понять: врач не является организатором медицинского процесса, требования о наличии медицинского полиса, амбулаторной карты, талона на приём — не врачебная прихоть. Это требования, которые врач исполняет так же как и пациент. И не могут ни врач, ни медсестра бегать в регистратуру, искать ваши амбулаторные карты — не останется ни времени, ни сил на приём 30 и более больных, которые как правило в день приходят за смену. Должны все эти документы быть, значит ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ и никак иначе. Это как на почту за посылкой без паспорта прийти — хоть что говори в своё оправдание, посылку не выдадут. И ничего — разворачиваемся и идём за паспортом. Потом снова приходим на почту, снова стоим в очереди и получаем посылку. Я обычно пациентам объясняю: «Ну вот после обеда и ближе к вечеру в любой поликлинике очередей возле регистратуры нет, можно накануне приёма подойти и спокойно отложить карту». В ответ в 8 случаях из десяти слышу: «Да с такими врачами помрёшь, пока на приём попадёшь». При чём тут врач? На всех информационных стендах при входе в поликлинику размещён перечень документов, которые должен иметь при себе пациент на приёме у врача. Сразу оговорюсь; смертность от походов в регистратуру у наших пациентов не повышается, приём, как правило, всё равно проводится, потому что карту нам пациенты доставляют, но это стоит нервов как пациенту, так и врачу, времени на этого пациента тратится в 2−3 раза больше. Страдают больше всего сидящие в коридоре очередники, но и они по укоренившейся привычке ругают этих нерадивых и злобных врачей, которые так медленно принимают других (на себя лимит времени не распространяется). Момент следующий. В течение приёма пациента, в кабинет несколько раз обязательно заглянет несколько человек с другим типом вопросов:

— А мои анализы пришли?

— А мою карту вам передали?

— А мне только справку написать.

— А мне только анализы выписать.

-А мне только спросить.

-А без талона примите?

Как правило, я в таких случаях говорю: «Дождитесь, когда выйдет из кабинета пациент и после этого зайдите со своим вопросом, вы мешаете вести приём». На это я очень часто слышу ответный комментарий: «Вы такая грубиянка. Что так трудно ответить?» А вот представьте себе — трудно. Я, представьте себе, в этот момент думаю. У меня работа такая — я на приёме думаю. Головой. А вы меня, заглядывая в кабинет с мысли сбиваете. И пострадать может человек, который на приёме сидит и ожидает, что мой мыслительный процесс для него закончится моим правильным решением. Да и вообще, в кабинет к врачу без приглашения заглядывать нельзя, там голый пациент в этот момент может находиться.

Часто, а скорее ежедневно на приёме случается и вот такая ситуация. Кто-то из пациентов не принимает назначенного лечения. Когда я сталкиваюсь с такой проблемой, решение для меня, как врача, патовое. Проигрышное в любом случае. Дело в том, что врач может и бывает строгим, когда требует неукоснительного выполнения своих назначений. Это тоже часть нашей работы: либо убедить, либо заставить пациента лечиться. Иначе наша работа по борьбе с заболеванием теряет всякий смысл. Но если я начинаю настаивать, очень часто пациенты говорят: «Не нужно меня отчитывать, я вам не ученик, чтобы вы тут мне указывали». Вот что тут поделать? Этот пациент не лечится, смысла в посещении поликлиники для него нет. Но попробуйте отказать ему в приёме. Жалоб не оберёшься. Впрочем, и в случае продолжения общения, пациент всё равно скажет, что врач тупой, ничего не понимает, лечение его не помогает. И в интернете не так написано, как врач лечит. Некоторая часть пациентов считает себя гораздо умнее и опытнее врача. Именно эта категория больных нас чаще всего обсуждает и ругает на чём свет стоит. Мы не огрызаемся в ответ. Мы пытаемся убедить. И говорим себе, что тут только пожалеть человека остаётся. Злоба его от необразованности. Порой, дело заканчивается трагедией, когда медицина уже бессильна. Тогда уж точно всех собак на лечащего врача вешают. Здесь комментарии излишни.

И повышать грамотность населения — это не совсем работа врача. Не выделено нам на это время. И ведение школ для пациентов в поликлиниках не предусмотрено. Не выделяются на это деньги. Кстати, я пробовала вести школы по сахарному диабету по субботам бесплатно. Приходит 2−4 человека из 40 — 50-ти приглашённых. Вот почему? А потому что лень. Это ж суббота. Врач придёт — это ерунда. Прогуляется лишний раз. Я в этом году всё лето пыталась зазвать пациентов на обучение. 12 суббот. Максимальное количество человек — 5. В конференц-зал нашей поликлиники помещается человек 50−60. Комментарии вновь излишни.

Так вот к чему я всё это пишу. Если вы заглянете на сайт Министерства здравоохранения Сахалинской области в раздел «потребность в кадрах», информация озадачит. В каждую поликлинику требуется по 14 — 15 терапевтов, нужны узкие специалисты, большое количество медицинских сестёр и фельдшеров. Медицина давно перестала быть престижной. Не идут люди учиться и работать в медицину. Потому что умение и искусство спасать и продлевать жизни людей в нашей стране обозвали сферой обслуживания и наши пациенты всё чаще путают нас с обслугой. Покрикивают: «Побыстрее работайте, сходите за картой, анализами, лечите нас так, как нам нравится. Напоминают: «Вы должны нам, вы обязаны». Мы на своей работе унижаемы, социально не защищены, нагрузки на приёмах превышают всякие нормативы и при этом переработка почти не оплачивается — и заметьте, мы продолжаем работать. Мы не обижаемся и никогда не держим зла на пациентов.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 9148

Автор: Алёна Катаева

"ИА citysakh.ru"