Музыка вне времени, минимализм в темноте. В Южно-Сахалинске дал концерт пианист и композитор Антон Батагов

Темнота в зале создает особую атмосферу. Источник света лишь один — партитуру освещают четыре маленьких светодиодных фонарика. Но кажется, что светят вовсе не они. Будто бы сосредоточенное лицо музыканта сияет, выхватывая из темноты бегающие по клавишам пальцы. От музыки не отвлекает больше ничего.

Концерт в центральной детской музыкальной школе даёт Антон Батагов, известный пианист и композитор, творчество которого зачастую относят к минимализму — современному музыкальному направлению, один из главных принципов которого — простейшие ритмическе и звуковые «шаблоны», которые многократно повторяются с незначительными вариациями.

Минимализм — а эту музыку, исполняемую на фортепиано, изначально как будто противопоставили «переусложненной» классике, Россия услышала именно благодаря Антону Батагову. Он первым в постсоветском пространстве стал исполнять Филипа Гласса, сегодня этого композитора называют «классиком при жизни» — ему перевалило за 70.

Минимализм в свое время вызывал большое количество споров — некоторые музыкальные обозреватели критиковали это направление, а вместе с ним и Батагова, который с призывом отказываться от барьеров и стереотипов, исполняет концерты совсем не так, как это принято в академической среде.

Вот один из ярких примеров: Антон Батагов, оставив позади почти двенадцатилетний перерыв между публичными выступлениями, с 2009 года начал писать и давать концерты. В 2013, в Москве, он презентовал свой диск с почти мистической историей — эта музыка пришла в голову композитора, когда тот стоял на могиле Рахманинова. Так появились восемь писем давно умершего классика современным композиторам-постмодернистам.

В Рахманиновском зале Московской консерватории эти письма Антон Батагов играл бесплатно, объявив о концерте в «Фейсбуке». Вот один из отзывов в музыкальной прессе:

«Социальную сеть накрыло волной перепостов, случился аншлаг. Публика — самая претенциозная: молодая, заносчивая, не слишком сведущая — ломится на концерт, почти ничего не понимая в тайных монологах.

Эта публика сформировалась за последние пять лет. Пока Батагов загорал в Америке. Ей важны: 1) туса без предрассудков (ну, хоть без пива); 2) бесплатный вход; 3) стильное, как в кино, беззастенчивое сидение в грязных ботинках на священном паркете сцены; 4) возможность строчить в твиттере во время концерта что-то вроде „Киса был тут“. В общем, ЦПКиО.

Все это создает понятие новой статусности — в отличие от буржуазных собраний, где важны дресс-код и полезные знакомства. Рискну сказать, что большей части публики был совершенно по фигу как дресс-код, так и Рахманинов с его тонкостями (судя хотя бы по нелепым неофитским аплодисментам).

Отклики на концерт в „Фейсбуке“ появились забавные: „Наконец я понял, что такое музыка“, „Лучшее, что я слышал в жизни“. Хотелось даже, фыркнув, спросить: а про Бетховена бабушка никогда не рассказывала?»

С другой стороны, есть и другая оценка, противоположный лагерь критиков пишет о том, что с Батаговым фортепианной классике вернулось утраченное общественное значение — когда молодежь массово ходила на такие концерты, и активно обсуждала услышанное?

В Южно-Сахалинск Антон Батагов привез концертную программу, которая максимально раскрывала бы его творчество и взгляды на музыку — и как автора, и как исполнителя. Идея «минимализма» Антона Батагова в том, что такая музыка на самом деле не является современным молодым направлением, а происходит из глубины древних веков — простые ритуальные мелодии были призваны вводить в транс. Кстати, музыку, которую исполняет, сам Антон Батагов не любит описывать ярлыком «минимализм». Не ради принадлежности к этому течению используются помногу раз повторяющиеся музыкальные фразы — они, сродни древним шаманским мелодиям, размывают ощущение времени, погружают слушателя в глубокую медитацию (кстати, именно на этот эффект играет и темнота в зале), и приводят его прямой дорогой на свидание с самим собой. Вот как описывает программу с названием «Старинная музыка XXI века» сам исполнитель:

«Музыка, в которой люди с незапамятных времен передавали состояние медитативного пребывания в Правде, всегда строилась на бесконечном повторении и варьировании несложных мотивов и ритмических фигур. Понятие „скучно“ неприменимо к такой музыке, потому что она не служит для отражения поверхностных эмоций. Это не только не скучно, а наоборот, чем дальше слушаешь, тем меньше хочется, чтобы это закончилось. Каждая вариация как будто открывает дверь куда-то дальше, и еще дальше, и еще, и ты идешь по этой бесконечной анфиладе и понимаешь, что это не что иное, как дорога домой.

А потом музыка стала другой. Люди разучились сосредотачиваться, и буря в стакане воды стала для них привлекательнее, чем величественное дыхание океанских глубин. Но рано или поздно всё возвращается на круги своя. И во второй половине XX века музыка вернулась к старым принципам, которые за это время не утратили актуальности, а наоборот, стали восприниматься как нечто новое и актуальное. Кто-то придумал слово „минимализм“, и этим странным словом стали называть стиль многих современных композиторов. Хотя на самом деле трудно даже представить себе, сколько тысяч лет „минимализму“. Я надеюсь, что эта программа поможет нам забыть о том, что музыка бывает старинной или современной».

Не смотря на то, что небольшой зал музыкальной школы едва ли был заполнен наполовину, концертом сам Антон Батагов остался доволен. По его словам, главная задача концерта — показать публике другой мир, без суеты, сотовых телефонов и всего того, что гонит вперед, по делам, и не дает остановиться. На Сахалине, как сказал сам исполнитель, это сделать удалось.

Ознакомиться как с исполнением Антона Батагова классических и современных произведений, так и с его собственным творчеством, можно на канале музыканта в Youtube, и на его официальной страничке.

Фото предоставлены пресс-службой Сахалинской филармонии.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1440

Автор: Пётр Павлов

"ИА citysakh.ru"