"Фарс старой дамы". Зачем южносахалинцам ходить в театр?

«Визит старой дамы» на сцену Чехов-центра положил начало 84-ому театральному сезону. Соскучившиеся за лето по родным актерам зрители набили зал под завязку. Постановка малознакомого для российского зрителя Фридриха Дюрренматта была взята не случайно. Спектакль писался под юбилей народной артистки РСФСР Клары Константиновны Кисенковой.

Фото пресс-службы Чехов-центра

Она и сыграла главную роль «старой дамы» 70-ти летней миллиардерши Клары Цаханассьян, которая приехала на свою малую родину. Гюллен — полузабытый городок с обнищавшими жителями взбудоражен этим событием похлеще приезда ревизора в небольшой уездный город Н.

Фото пресс-службы Чехов-центра

Для встречи высокопоставленной особы привлекают местного лавочника Альфреда Илла, с которым в прошлом у нее был роман. Жители надеются, что разбередив воспоминания, Клара будет более щедра и благосклонна к ним. Но события начинают разворачиваться не по предполагаемому сценарию: умудренная опытом миллиардерша предлагает сделку с совестью всего города. Она обещает избавить всех жителей от нищеты в обмен на жизнь бывшего любовника. Мало того, Клара рассказывает о том, что сорок лет назад в Гюллене был суд, в котором она хотела доказать причастие Альфреда к рождению ее ребенка. Но лавочник подкупил двух проходимцев, которые за бутылку водки отвели его от подозрений. В итоге 17-ти летняя Клара от безысходности начинает заниматься проституцией и теряет ребенка.

Теперь же, разбогатевшая и очерствевшая она возвращается с Гюллен с целью купить справедливость. Все основания для этого есть и гроб с венками давно куплен. Остается лишь немного подождать.

Жители, сперва праведно возмутившись предложенной сделкой, в последствии начинают жить «на широкую ногу». Берут в кредит вещи явно не по карману. И у кого? Самого же Альфреда, к которому закрадываются вполне резонные подозрения. С ними он по очереди обращается к влиятельным жителям Гюллена — губернатору, полицейскому и священнику. Но те уверяют его в беспочвенности опасений. Бедный лавочник в панике пытается уехать из города, но уже поздно — жители, не переставая улыбаться, запрещают ему это сделать.

Фото пресс-службы Чехов-центра

Фарс продолжает крепчать, кредиты расти, а Альфред жить. Кульминация достигает своего апогея на собрании общины. Отказавшись от самоубийства Альфред Илл не стал облегчать ношу жителей и они дружно скандируя: «Во имя торжества справедливости!» убивают беднягу. Занавес.

Сюжет, как видите, прямолинеен как поезд движущийся из пункта, А в пункт Б без поворотов и остановок. А постановку можно было бы закончить сразу после первого акта, когда Гюллен не дал жертве уйти от возмездия.

Все это напомнило «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи, с той лишь разницей, что имя преступника было озвучено в первые несколько минут. Все остальное — заполнение спектакля яркими декорациями (золотой мотоцикл, сценический бой), пошлыми шутками (хватание за пышную грудь жительницы Гюллена слепым кастратом) и неплохими танцевальными номерами.

Самой сильной же сценой, я считаю, диалог Клары и Альфреда в лесу. В одном из былых мест романтических встреч. Здесь герои предаются воспоминаниям, и бессердечная миллиардерша вновь превращается в юную доверчивую девушку, а ее одряхлевший спутник в могучего некогда «черного барса». В этой встрече чувствуется трагизм и безысходность. Все зашло слишком далеко, а жизни прожиты. Но ничего! На берегу Средиземного моря для Альфреда уже построен красивый мавзолей, в котором он будет лежать как памятник разбившихся надежд.

Во время просмотра в голову приходила еще одна аналогия — фильм «Догвилль» Ларса фон Триера, который так же наглядно иллюстрирует грехопадение небольшой общины перед лицом страстей. Только в отличие от фильма, после просмотра «Визита старой дамы» остается только один вопрос: «Зачем тратить столько усилий для развлечений публики?» Не проще ли купить пачку поп-корна и пойти в кинотеатр посмотреть очередную комедию с Адамом Сэндлером, ну, или последний выпуск Камеди-клаба дома на диване на худой конец?

Хоть пресс-секретарь Чехов-центра Анна Скуднова и сказала, что «в театр люди ходят, чтобы отдыхать», хочется, чтобы за отличной сценографией, интересными декорациями и ярким визуальными эффектами виднелся смысл и глубина. А пока, складывается ощущение, что постановщики данного спектакля ориентировались больше на форму, чем на содержание.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2167

Автор: Олег Евсюков

"ИА citysakh.ru"