Спор с гением. Выдающийся российский режиссер Александр Сокуров ответил на вопросы сахалинцев

Программа четвертого сахалинского международного фестиваля «Край света» начинена потрясающими событиями, как филипповская булочка — изюмом. Очаровательное коварство в том, что посетить все интересные мероприятия фестиваля можно лишь при наличии машины времени, поскольку расписания часто идут внахлест. Так или иначе, но сам фестиваль почти миновал, однако в памяти его гостей и участников неизбежно остаются самые впечатляющие и волнующие моменты.

Одним из таких событий стала лекция режиссера Александра Сокурова. Изначально она была заявлена как мастер-класс на тему «целеполагание художника», и стояла завершающим звеном в череде бесед на тему «как снимать кино». Событие состоялось 24 августа.

К счастью, Александр Николаевич решил не ограничиваться советами начинающим киноделам. Вместо этого все участники встречи оказались вовлечены в интересный дискурс на тему культуры, истории, философии и природы власти. Про кино тоже поговорили, конечно же.

«Я не любил и не люблю кинематограф. И к своим работам отношусь критически. Совершенных фильмов, как и совершенных людей, не существует. Я — не исключение», — признался Сокуров.

Существует огромная ответственность для каждого, кто берет на себе смелость обращаться к зрителю. Раньше это понимали лучше. По словам режиссера, тогда имелся серьезный профессиональный ценз на все, что так или иначе транслировалось для аудитории. Сейчас времена изменились, и этот ценз пропал. Да и профессионализм стал встречаться куда реже.

В советское время образцом такого профессионализма был радиотеатр. В настоящем экспертная среда перестала заниматься воспитанием вкуса у граждан.

«Кинематограф очень молод, и страдает всеми болезнями растущего организма. Я считаю, что кино относится к культуре. Но искусством его называть еще нельзя. По отношению к великим творениям, к примеру, классической литературы, кино смотрится несерьезно. И должно кланяться им до земли», — отметил Александр.

По мнению режиссера, на определенном этапе людям всегда необходимо мнение мастера или наставника, чтобы разобраться в многообразии культурных форм и научиться отличать хорошее искусство от плохого.

«Когда Федору Шаляпину было лет 18, он однажды попал на выставку „нового искусства“. По ней его водил сам Савва Иванович Мамонтов, известный русский меценат. Водил и показывал картины, приговаривая: „Вот это, Федя, хорошо. А вот это плохо. А это — совсем плохо“. „А вот это“, — сказал Савва Иванович, когда они остановились у „Демона“ Врубеля — „самое лучшее“. На примере этой исторической сценки Александр Николаевич подтвердил свой тезис о том, что роль наставника имеет большое значение в формировании вкуса.

Никогда не полагаться на один лишь талант — таков жизненный принцип Сокурова. Он окончил исторический факультет Горьковского государственного университета. Гуманитарное образование стало лишь шагом на пути к становлению его личности. Затем Александр работал на местном телевидении. Высокие стандарты тогдашнего вещания научили его максимально серьезно относиться к любому творческому процессу. В 1975 году Сокуров поступил во ВГИК.

„В творчестве работать мало не просто вредно, но и опасно. Ведь больше всего творцов губит страх того, что их работа окажется недостаточно хороша. Если у вас есть замысел — вы должны снимать. Снимайте как можете и на что можете, не дожидайтесь особых условий. Будьте упорны и беспощадны к себе“, — посоветовал режиссер.

Отвечая на вопрос, кто из режиссеров повлиял на творчество Сокурова, Александр назвал фамилии Флаэрти, Эйзенштейна и Довженко. Причем последнего он выделил особо, назвав его творчество непревзойденным в истории русского кино.

Говоря о вопросах культуры, Сокуров определил Россию как „младшую сестру Европы“ в области искусства. „Мы сейчас строим стену, чтобы отгородиться от Европы, изолироваться. Так и задохнемся. Мир намного шире и разнообразнее, гораздо лучше сосуществовать вместе“, — считает Александр Николаевич.

На встречу с мэтром многие гости пришли прямо со спецпоказа последней работы Сокурова, фильма „Фауст“. Сложное и мощное полотно вызвало у зрителей бурю противоречивых эмоций.

„Я считаю, что вы сняли злой, жестокий, бесчеловечный фильм. Что вы можете ответить на это?“, — вопросила немолодая женщина.

Сокуров заметил, что его картина лишь отражает горечь, живущую в собственных душах. „Полагаю, у вас в душе, как и у меня, горечи хватает. Но почитайте Гёте. Достоевского почитайте, наконец. Ведь в нем этой горечи было еще больше“, — сказал режиссер.

„Фауст“ завершает квадрологию Сокурова. Первые три фильма посвящены великим лидерам XX века. „Молох“ показывает нам Гитлер, „Телец“ отображает Ленина, а „Солнце“ — императора Японии Хирохито. Некоторые называют данную серию работ исследованием природы человеческого зла. Но сам Сокуров, напомним, историк по образованию, рассуждает здесь о сущности человеческой власти. Чем отличались те люди от нас с вами, почему их превозносили (и превозносят) миллионы, что они обещали и что сделали?

Речь идет о человеческих вождях. Но причем здесь „Фауст“?

„Фауст“ в переводе с немецкого, означает „кулак“. Объединенное и направленное усилие. Я хочу сказать, что человеческая власть никогда не исходила и не может исходить от Бога. Это сугубо наше, земное явление. А власть мужчины проецирует все комплексы личности того или иного властителя на нации. Нацизм — это человеческая инфекция, не божественная. Идеи и обещания Ленина зажгли сотни тысяч людей — но чем это кончилось? Жертвами ради рая, который так и не наступил. А император Хирохито… Этот человек в условиях жесточайшего традиционализма сумел переступить через все мыслимые традиции, ради чего? Ради того, чтобы спасти свой народ», — рассказал Сокуров.

Тогда слушатели поинтересовались, что же, по мнению автора, является проявлением божественного начала в человеке?

Александр ответил, что считает таким качеством терпение. Терпение и благородство. Это относится и к работе режиссера. Ведь обучить снимать фильмы можно за год. Но для того чтобы стать мастером, нужны десятилетия. Поэтому авторов необходимо беречь.

Сокуров ведет курс кинорежиссуры для 12 человек в столице Кабардино-Балкарии, городе Нальчик. По его словам, студенты делают значительные успехи и полны блестящих идей. Причем девушки проявляют даже больше таланта и изобретательности, чем юноши.

Режиссер полагает, что великие произведения деятелей русского искусства обусловлены не какой-то божественной избранностью, а самой жизнью в нашей стране.

«Нет у нас особой миссии. Мы просто такой народ. У нас есть Достоевский, который не мог не появиться, потому что был Петербург, доходные дома, азартные игроки, куча родни Федора Михайловича, которая тянула из него деньги. И так со всем остальным. Я знаю, в какой стране я живу. И знаю, что не могу снимать здесь все так, как сам хочу», — добавил Сокуров.

На вопрос о работе над экранизации повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света», Александр признался, что фантастику он вообще-то не любит. Он моральная коллизия в произведении понравилась ему настолько, что он решил отбросить фантастические элементы и снять свое кино, взяв сюжет повести за основу.

В качестве напутствия великий режиссер произнес: «Никогда ничего не бойтесь. Самое страшное с нами и так когда-нибудь случиться. Будьте упорны, станьте свирепым цербером для самих себя. И если решите снимать кино, то тщательно выбирайте тех, с кем садитесь в эту лодку. Потому что плавание вам предстоит долгое и тяжелое».

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2061

Автор: Артем Новиков

"ИА citysakh.ru"