Православные жители Южно-Сахалинска отметили праздник Преображения Господня

19 августа Православная Церковь празднует великий христианский праздник — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников — 12 самых важных праздников после Пасхи. Этот великий праздник имеет 1 день предпразднества и 7 дней попразднества (его отдание совершается 26 августа).

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения преподобного Ефрема Сирина (ок. 309−373) и святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 — 407), а его существование в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трем векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне святителя Андрея Критского (ок. 660 — ок. 740). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле существующего церковного праздника. В VIII веке преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753) и преподобный Косма Маиумский (VIII век- ок. 787) составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

«Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа» — эти слова праздничного задостойника звучат сегодня во всех православных храмах. В этот день Матерь-Церковь вспоминает явление Иисуса Христа в божественной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам на горе Фавор, чтобы показать им Свое Божественное величие и подкрепить апостолов в преддверии Своих вольных крестных страданий. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет.

Согласно церковному уставу, в день праздника Преображения в конце Литургии совершается освящение винограда, яблок и прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая. В России, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки, при этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей (плодов)». Поэтому в русской народной традиции этот праздник называется также «Яблочный Спас».

Освящение плодов в день этого праздника приобрело особое символическое значение. В Преображении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и в которое вступят все верующие при всеобщем воскресение мертвых. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. В этой надежде и утверждается человек церковным благословением плодов.

В день праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа правящий архиерей Южно-Сахалинской и Курильской епархии Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский возглавил Всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе города Южно-Сахалинска и Божественную Литургию в храме Преображения Господня в городе Холмске, по окончанию которой прочитал молитву «На освящение начаток овощей (плодов)» и освятил принесенные прихожанами в храм плоды нового урожая.

Во время богослужения в храме Преображения Господня в городе Холмске архипастырю сослужили: ключарь Воскресенского кафедрального собора иерей Василий Иванов, настоятель храма Преображения Господня в городе Холмске протоиерей Виктор Крылов, штатные клирики храма Святителя Николая Чудотворца в городе Холмске иеромонах Сергий (Федотов) и иерей Димитрий Кондарацков, и штатные клирики Воскресенского кафедрального собора города Южно-Сахалинска иерей Юрий Добренко и иеродиакон Афинодор (Карташов).

Во время Божественной Литургии, по сугубой ектении, Высокопреосвященнейший Тихон прочитал особую молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине, благословленную Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 17 июня 2014 года в «Обращении к Полноте Русской Православной Церкви» к совершению во всех храмах.

В завершении праздничного богослужения Владыка Тихон, обратившись к собравшимся со святительским словом, поздравил прихожан храма Преображения Господня в городе Холмске с престольным праздником.

Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий (Мф. 17:1−6, Мк. 9:1−8, Лк. 9:28−36), которые повествуют, что незадолго до этого события Иисус пророчески произнёс: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), а спустя шесть дней взял троих учеников «Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1−2). При этом, «явившись во славе», два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов «явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7). Но далее, спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).

В богословском толковании описываемое евангелистами Преображение Господне есть откровение всех Лиц Святой Троицы — это явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из «светлого облака» Святого Духа. Преображение также показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не изменилась, но была лишь явлена в Его человеческой природе «дабы, — по словам святителя Иоанна Златоуста, — показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Святой Ефрем Сирин писал о Преображении: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга: Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых». Символичным является и явление Моисея и Илии: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», — по выражению святителя Иоанна Златоуста, предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Об этом сообщает пресс-служба Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 797