Любовь людей бывает разной. Читка пьесы прошла в музее Чехова

18 июня в рамках межрегионального театрального фестиваля «Сахалинская рампа» в музее книги А. П. Чехова состоялась читка по ролям пьесы «Любовь людей». Её автором является молодой и талантливый драматург Дмитрий Богославский. Чтецы пьесы расположились за столами в просторном светлом зале. Зрители сидели прямо перед ними. В первых рядах оказался и сам автор, который на протяжении почти всей пьесы сидел с закрытыми глазами. Он задумчиво облокотил голову на руки и внимательно слушал.

Примечательно, что среди читающих не было ни одного актера. Здесь собрались совершенно разные люди — любых профессий и возрастов. Среди них — воспитательница детского сада, музыкант, дизайнер, кулинар, учитель ОБЖ и даже двое школьников 16-ти и 17-ти лет. Также приняли участие в читке пресс-секретарь Чехов-центра и режиссер пьесы Александр Агеев. Интересной деталью стало то, что неприличная брань в диалогах героев перекрывалась резким звуком свистка — в качестве цензуры. Случилось пару раз, что Александр Агеев, который держал свисток, не успевал «перекрыть» мат вовремя, и свист раздавался сразу после крепкого словца, что вызывало среди читающих и зрителей смущенный смех и улыбки.

Светлое и, казалось бы, легкое название пьесы скрывает за собой глубокий смысл. Зрителям открывается страшная правда о нескольких человеческих судьбах, переплетенных между собой сюжетной линией. Это история о том, как неожиданно может повернуться судьба. О том, что от любви до ненависти, и даже до жестокого убийства порой отделяет один шаг. Таков жанр драмы, и у Богославского история получилась поистине трагичной.

Пьеса начинается с диалога Люси — жительницы деревни, и участкового Сергея. Муж Люси — Николай — пропал семь месяцев назад, но она отказывается писать заявление, считая, что все с ним, домашним тираном, в порядке, мол, нашел где-нибудь новую бабу и живет себе спокойно. Сергей же любит Люсю уже долгих 17 лет. Когда-то они были вместе, но появился Николай, за которого девушка вскоре вышла замуж и родила от него двоих сыновей. Участковый подозревает неладное, но не решается давить на женщину и, видимо, таит еще в душе робкую надежду на воссоединение. По ходу пьесы между ними происходит откровенный разговор, и Сергей узнает правду об исчезновении Коли: Люся, не в силах терпеть больше побои, унижения и пустые обещания мужа о том, что он бросит пить, в отчаянии душит его подушкой, когда тот отсыпается от очередной пьянки. Чтобы замести следы, она тащит тело в сарай и рубит на мелкие куски, которые потом скармливает домашним свиньям. После страшной исповеди Люся признается, что жить ей стало гораздо легче, дома спокойно, а сынишка больше не рыдает по ночам. После этого Люся бросается в объятия Сергея и просит на ней жениться, как они когда-то и хотели.

Шокированный Сергей, после некоторых раздумий и терзаний, соглашается и принимает любимую вместе с ее кровавым грехом, который обещает хранить в тайне. Какое-то время они живут счастливо и спокойно, чуткий Сергей радует жену подарками и вниманием. Однако, как гласит народная мудрость, на чужом несчастье счастья не построишь, и их семейная идиллия не могла длиться долго. Тогда Люся начинает медленно сходить с ума. Во снах и наяву ей является покойный Николай, который говорит, что все простил и понял, что он желает счастья ей с Сергеем, тянет к ней холодные руки и говорит, что скучает, просит приходить почаще к нему — в свинарник… Сергей замечает помешательство Люси, которая признается, что общается с Колей, и все больше отдаляется от нового мужа, но ничего не может поделать. Он винит общих друзей в том, что их сглазили, не находит себе места. И вот, однажды, он возвращается домой и видит, что Люся пустыми глазами глядит в серую рябь экрана телевизора, словно она утратила последние капли рассудка. Он пытается вывести ее на разговор, но она не реагирует и даже не желает встать с кресла. Тогда Сергей с криками бьет ее по щекам, но, опять не увидев реакции и сопротивления, он решает прекратить все эти страдания и душит Люсю, после чего вешается в соседней комнате на своем ремне.

Большая трагедия в судьбах маленьких людей. Кто здесь прав, а кто виноват? Что именно свело с ума несчастную Люсю — тяжкий грех преступления, который чувством вины сжигал ее изнутри, или осознание того, что она все-таки до сих пор любит Колю? Почему все произошло именно так, а не иначе? Может ли такая ситуация произойти на самом деле? Эти и другие вопросы, а также мнения по поводу пьесы драматург и организаторы читки обсудили со зрителями, у которых остались неоднозначные впечатления.

В первую очередь, расходились взгляды на главных героев. Одни защищали и оправдывали Люсю, другие жалели Сергея или даже сочувствовали Николаю. Дмитрий Богославский больше слушал, чем говорил, и осталось неясно, кто из героев ему ближе.

«А что, если перенести действие пьесы, например, на космическую станцию, где живет не более 300 человек? Что-нибудь изменится? Могла ли бы вообще там произойти подобная ситуация?», — задает Дмитрий вопрос залу. Несомненно, могла бы, ведь подобных ужасающих случаев в мире достаточно, люди порой создают конфликты даже там, где их нет, и космическая станция не стала бы исключением. А уж если сравнивать с небольшой деревней, в которой обитали наши персонажи, то, скорее всего, люди стали бы сходить с ума еще быстрее, ведь народу больше, а личного пространства меньше. Сюжет пьесы — это фрагмент нашей жизни. Такой, какая она есть, какой бы страшной ни была. Ведь жизнь может быть разной. И любовь может быть разной — может и спасти, и убить. Такая уж она — любовь людей.

Нина Логвина

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1088