Серьёзнее, чем кажется. Печальная статистика о мопедах и детях

Пацаны на мопедах. Как часто мы видим их на сахалинских дорогах? И что при этом думаем о них самих и о родителях, которые покупают детям такие «игрушки», но не торопятся ни правила объяснить ни шлем надеть? Вариантов много, но все они сводятся, мягко говоря, к неодобрению.

Недавно на Сахалине стартовала акция «Серьёзнее, чем кажется», направленная на пропаганду повышения взрослой ответственности и уменьшения детского травматизма на дорогах. Её инициатором стал Сахалинский совет по вопросам дорожной безопасности — партнерская инициатива компании «Сахалин Энерджи», Правительства Сахалинской области и УГИБДД УМВД по Сахалинской области.

О мопедах, детях и дорогах мы расспросили инспектора группы пропаганды безопасности дорожного движения Сахалинского управления ГИБДД Светлану Хон.

— Почему необходимость в такой акции возникла именно сейчас? За прошлый год была получена какая-то особенная статистика?

— Понимаете, если говорить о процентном соотношении, то наездов на пешеходов или травм пассажиров автомобилей конечно за год больше, чем ДТП с участием водителей мопедов. Но только в виду того, что здесь важным фактором является сезонность. На Сахалине для езды на мопедах очень короткий период. Но, тем не менее, травмы, как показывает практика, очень серьёзные. Всплеск детского травматизма, да, в прошлом году произошёл. Если в 2012 году было три ДТП, в которых пострадало пять человек (дети не редко катаются по двое), то в 2013 году произошло уже шестнадцать ДТП и пострадавших в них было двадцать человек. Это всё статистика только по несовершеннолетним.

— Почему случаются эти ДТП? Из-за детской беспечности и незнания правил?

— Много причин. Мопедистов не замечают водители автомобилей, сами дети лихачат. Последнее для поселковой местности свойственно. Практически все дети ездят без мотошлемов и вообще любых средств защиты. Представляете себе, что это такое, врезаться в машину? Это всегда падение. С велосипеда-то упадёшь — больно. А с такого тяжёлого транспортного средства как мопед — это обязательно удар головой об асфальт и, как минимум, лёгкое сотрясение.

— Что же движет родителями, позволяющими детям вот так кататься?

— Были случаи в прошлом году. При выезде на такое ДТП, инспектор по пропаганде беседовал с мамочкой, выяснял, «неужели вы ребёнку дома не объясняете, что на дорогу общего пользования ему никак нельзя выезжать? Знает ли ваш ребёнок правила дорожного движения хотя бы?» Она пожала плечами: «Ну, а что ему дома делать? Не у телевизора же сидеть». Ребёнок получил серьёзные травмы, он же из больницы выйдет и опять сядет на мопед, да поедет. «Ну, я же уже купила мопед, — мамочка отвечает, — куда мне теперь эти деньги девать? Пускай дальше катается». И даже то, что ребёнок получил очень серьёзные травмы, её в чувство не привело.

Вероятно, дарить детям мопеды просто стало модным. Как правило, когда инспектор спрашивает — откуда у несовершеннолетнего такая «игрушка», выясняется, что родители так поощряют своих детей. Он себя хорошо вёл, хорошо учился и получает мопед. Сначала дарили сотовые телефоны, потом планшеты и вот теперь стало модно дарить опасный для жизни и здоровья подарок. Инспекторы недоумевают. Они насмотрелись на всякие детские травмы, и подарок в виде мопеда рассматривают приблизительно так: «На, прыгай с балкона, я тебя на это благословляю. Ты хорошо учился — прыгай, дорогой».

«Я никогда в жизни своему ребёнку не куплю и не купила бы мопед. — Говорит Светлана. — Это должен быть осознанный поступок. Когда права выдают в 18 лет, когда человек отучился — тогда можно и за руль. У нас в прошлом году самый маленький был мопедист, который пострадал в ДТП — десять лет. Что он может знать в десять лет? Оценить дорожную обстановку быстро не каждый взрослый водитель сможет. А ребёнок? Что можно от него ожидать?»

Управлять мопедом без водительских прав теперь нельзя. Родители несут ответственность за поступки детей. Однако мягкость законодательства в этом случае позволяет взрослым просто его игнорировать. На родителей составляется материал по статье 5.35 Кодекса об административном правонарушении — «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». И выписывается штраф — 500 рублей. Если семья может позволить себе мопед, то такой штраф опасностью для семейного бюджета не станет. И только при систематических неоднократных нарушениях ребёнка могут поставить на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних.

Что же делать? Инспекторы уверены, что наказание необходимо серьёзно ужесточать. Однако это не в их компетенции, это вопрос законодательства. Возможно, блюстителям порядка на дорогах удастся достучаться до депутатов. Положительные примеры есть. Достаточно вспомнить борьбу за то, чтобы водители пристёгивались ремнями безопасности. Если сравнить, к примеру, 2007 год, когда практически все ездили не пристёгнутыми, и сегодняшний день — ясно видно, что резкое повышение штрафов возымело эффект. Так что, как показывает опыт, именно деньги становятся сдерживающим фактором для большинства. Деньги, но не страх перед возможными травмами или даже перед потерей ребёнка.

Спрашиваем: «В этом году уже были случаи ДТП с участием несовершеннолетних?» Светлана Хон отвечает: «Да, одно ДТП с ребёнком на мопеде уже произошло. Но основной пик наверняка случится, когда закончится школа и начнутся каникулы. Подростки в основном на выходных и в хорошую погоду на дорогах встречаются. Вот чуть потеплело на майских праздниках и, пожалуйста, один пострадавший есть. Кстати, это девочка».

Понять родителей, желающих приобщить ребёнка к взрослой жизни и поощрить за успехи можно. Но невозможно понять, каким чудом взрослые берутся поощрять детей смертельной опасностью и приобщать к взрослой инвалидности. Покупая «всего лишь мопед» взрослый человек, по какой-то причине не думает о том, что в случае серьёзного ДТП он уже не сможет сказать «всего лишь сломал позвоночник» или в самом страшном случае «всего лишь погиб». Всё намного серьёзнее, чем кажется. И организаторы одноимённой акции намерены объяснить это максимальному числу сахалинцев.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1971

Автор: Фина Сафонова (Болтунова)

"ИА citysakh.ru"