Южно-Сахалинск как конфликт формы и содержания. Архитектурные планы "Края света"

Прошедший год назад Международный кинофестиваль «Край света-2013» показал сахалинским зрителям не только прекрасные фильмы. Масштабы площадки фестивального кластера в центре Южно-Сахалинска буквально ворвались в обыденность нашего города. Кластер стал огромным объектом, который преобразил привычный урбанистический ландшафт. Вспоминаются чьи-то слова, адресованные к организаторам прошлогоднего фестиваля: «Как будто это не вы к нам приехали, а мы к вам». Обновленный вариант областного центра горожанам понравился. Но потом шатры разобрали, фестиваль уехал, а город остался как есть.

В августе этого года Сахалинский международный кинофестиваль «Край Света» снова вернется на наши площади. Помимо богатой на кинозрелища и знаменитых гостей программы, одной из главных тем события станет развитие городской среды, то есть урбанистика. Казалось бы, кинематограф и наука о городах — много ли между ними общего?

На эти и другие вопросы относительно 4-го Сахалинского Международного фестиваля «Край света-2014» рассказали сегодня на пресс-конференции. С журналистами встретились министр культуры Сахалинской области Ирина Гонюкова, организаторы фестиваля в лице генерального продюсера Алексея Аграновича и исполнительного директора Дениса Яньшина. Для предметного разговора об архитектуре на встречу были приглашены заместитель министра строительства Сахалинской области Елена Орлинская и начальник отдела дизайна городского пространства ДАГИЗ г. Южно-Сахалинска Наталья Лясковская. Модератором беседы выступила пресс-атташе кинофестиваля Людмила Шапка.

Культура, как инструмент развития среды проживания человека. Так описала работу новой фестивальной площадки министр культуры Ирина Гонюкова. Эта идея хорошо вписывается в общую идею фестивального движения.

«Когда мы сформулировали концепцию нового фестиваля в Южно-Сахалинске, мы опирались на то, что, во-первых, проект социальный, во-вторых, он интерактивный. Мы хотим дать людям возможность самореализации. А для этого сначала нужно создать подходящую среду», — продолжил развивать идею Алексей Агранович. Южно-Сахалинск подходит как нельзя лучше, поскольку здесь действительно есть как простор, так и потребность для преобразования городского пространства.

«У всех, кто когда-либо попадал на Край света в Южно-Сахалинск из Европы, возникало парадоксальное чувство. С одной стороны, тут красота, кино, культура, Сахалин. Но с другой — довольно странное впечатление от созерцания особенностей местной урбанистики. Не скажу, что это приятное ощущение», — поделился опытом Агранович. В процессе разработки идеи нового направления работы выяснились некоторые интересные факты о градоустройстве Южно-Сахалинска. Например, то, что в областной столице уже несколько лет нет главного архитектора.

Парк Гагарина и 30 урбанистов

Впрочем, интерес любой проблемы кроется в путях их решения. Поработать над обликом островной столицы взялись студенты-выпускники Московского архитектурного института (МАРХИ). В качестве темы дипломных работ им был задан Сахалин. Плоды их труда островитяне смогут оценить лично на открытых слушаньях, которые пройдут в архитектурном кластере фестивального городка. Презентация будет включать в себя 8 развернутых планов каждой постройки и архитектурный макет будущего сооружения.

Вторым актом работы урбанистического блока кинофестиваля станет архитектурная мастерская. Записаться для участия в ней сможет любой желающий, однако численность группы ограничена цифрой в 30 участников. Образование и жизненный опыт принципиального значения не имеют. Объектом экспериментов группы станет городской парк культуры и отдыха имени Гагарина. В настоящее время территория парка по своему наполнению напоминает лоскутное одеяло, поделенное между арендаторами территории. Оно очень разнородно и при этом достаточно безлико. Владельцы аттракционов и шашлычных прочно держаться за свои феоды, но в целом, парк как объект культуры и отдыха не имеет целостности. Да и на отдых тянет туда далеко не каждого. Большую лекцию о роли парковых пространств в городе прочитает известный российский эксперт в области архитектуры Георгий Ревзин.

«Нам хотелось бы расширить сознание горожан, показать им другие варианты того, каким может быть городской парк. Конечно, не стоит ожидать, что у участников мастерской сразу получится выдать шедевр паркового проектирования. Это как если бы мы собрали любителей музыки и потребовали от них за неделю написать симфонию. Но какой-то эффект это даст обязательно, пусть даже минимальный», — поделился Алексей Агранович.

В качестве положительного примера он привел московский парк Горького. В 90-х и начале 2000-х никто он являл из себя похожую картину. Однако буквально за несколько лет его сумели кардинально преобразить. И теперь там, где раньше сидели компании гопников с пивом, теперь на пикники собирается модная молодежь столицы.

Его поддержала Елена Орлинская. «Мы надеемся на активное участие жителей города. Фестиваль должен повлиять на город, изменить его облик, как это уже происходило», — рассказала она. В областном министерстве уже ведется конкурс эскизных решений для развития северной части парка. Бюджет сахалинской области уже готов к вложениям капитального характера. Помимо этого, запланирована реконструкция русла реки Рогатка от гостиницы Турист до западной границы парка. Русло водного потока укрепят гранитными блоками, проложат аллеи и даже углубят русло. Из дикого горного ручья Рогатка превратится в ухоженный канал.

Наконец, про обустройство городов покажут кино! В программе — документальные картины про развитие Пекина, упадке Венеции и работа шведских режиссеров о влиянии японской культуры на современную скандинавскую архитектуру.

Маниловы нам тоже нужны

«Парадокс Южно-Сахалинска в том, что пока город развивается и движется в будущее, его архитектурный облик уходит в прошлое. В этом чувствуется конфликт формы и содержания. Потому что содержание здесь прекрасное, это мы знаем по себе. А вот форма пока еще не очень», — заметил генеральный продюсер фестиваля.

«Вы знаете, не все так плохо. Наш город развивается по долгосрочному плану. Действительно, в у нас нет главного архитектора, но мы решаем все проблемы на заседаниях градостроительного совета. Например, сейчас работает программа по сносу ветхого аварийного жилья. Она рассчитана до 2017 года. В планах развития города все расписано, вплоть до цветового решения фасадов будущих кварталов», — не согласилась с Аграновичем Елена Орлинская.

Отвечая на вопросы журналистов, организаторы отметили, что текущий международный кризис пока никак не отразился на подготовке к международному фестивалю. Это во многом связано с тем, что конфликт происходит в другой части света. Агранович: «Мы все переживаем и надеемся на скорое разрешение кризиса. С другой стороны, за волнения волнениями, но из-за них не надо забывать мыть пол у себя дома».

Наконец, прозвучал провокационный вопрос: не кажется ли организаторам, что все эти идеи преобразования города через культуру не более, чем прекрасные, но бесплотные мечтания в духе гоголевского Манилова.

«Вы знаете, даже такие Маниловы сейчас не помешали бы. Ведь чем больше людей задумается о переменах, тем скорее они наступят. Так пусть сперва появятся те, кто хотя бы сможет рассказать о том, как можно все здорово устроить», — ответил на это Алексей Агранович.

Желающие записаться на архитектурный воркшоп Сахалинского международного фестиваля «Край света — 2014» могут сделать это прямо сейчас. Для этого необходимо отправить на электронную почту siff.gagarin@gmail.com заявку, в которой указать свои личные данные и род деятельности, а так же составить небольшое эссе на тему своего желания участия в мастер-классе.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1647

Автор: Артем Новиков

"ИА citysakh.ru"