Сахалин - большая стройка. Александр Хорошавин дал эксклюзивное интервью "Интерфаксу"

О создании на территории Сахалина тренировочного центра для будущих участников зимней Олимпиады-2018, планах строительства энергомоста «Россия-Япония», развитии местной авиации и приоритетных инвестиционных проектах на Сахалине и Курильских островах, рассказал в эксклюзивном интервью «Интерфаксу» губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

— Александр Вадимович, в феврале в Сочи Сахалинская область представила Центр по подготовке к зимним видам спорта, который, как ожидается, будет востребован нашими олимпийцами в преддверии зимней Олимпиады-2018 в южнокорейском Пхенчхане? Какие спортобъекты войдут в этот центр, расскажите о необходимых объемах финансирования. Какие объекты уже есть, какие только предстоит возвести?

— Работу по созданию Центра спортивной подготовки сборных команд Сахалинской области и Российской Федерации региональное правительство ведет уже не первый год. На сегодняшний день «львиная доля» объектов спортивной инфраструктуры, которые станут основой Центра, уже существуют.

Это, прежде всего, спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» с его 14 горнолыжными трассами и подъемниками, гора «Парковая» и комплекс прыжковых трамплинов, в состав которого входит трамплин К-70. Действует общежитие для спортсменов, стадион «Спартак», областной спортивный комплекс подготовки лыжников-гонщиков с освещенной лыже-роллерной трассой протяженностью 3,5 километра, лыжными трассами до 30 километров.

В 2013 году мы ввели в эксплуатацию дворец спорта «Кристалл», на базе которого могут проводиться тренировки олимпийцев по таким видам спорта, как хоккей с шайбой, фигурное катание и шорт-трек. Завершается строительство универсального комплекса, ориентированного на общеспортивную подготовку.

Что касается будущих объектов, то в прошлом году мы приступили к проектированию современного, отвечающего самым высоким международным стандартам, биатлонного комплекса. В этом году начинаем проектировать трамплинный комплекс К-120. Строительство этих сооружений планируется завершить в 2016 году.

Эти два объекта закроют потребность в спортивной инфраструктуре сразу для нескольких видов спорта, таких как: биатлон, лыжные гонки, лыжное двоеборье, стрельба, прыжки на лыжах с трамплина, а также смежных видов — стендовая стрельба, зимнее ориентирование и стрельба из лука.

Важно, что эта работа получила поддержку со стороны министерства спорта и администрации президента страны. Более того, распоряжением правительства России уже утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016−2020 годы», которая предусматривает мероприятия по строительству и реконструкции инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров. В этой связи мы рассчитываем на софинансирование из федерального бюджета в размере до 500 млн рублей.

— Летняя Олимпиада-2020 пройдет также «по соседству» с Сахалином — в Японии. Будет ли регион создавать специальный центр или отдельные базы по подготовке «летних» олимпийцев?

— Конкурентные преимущества Сахалинской области, благодаря которым мы добились поддержки в вопросе создания центра спортивной подготовки, одинаковы как для зимних, так и для летних видов спорта. Мы наиболее приближены к климатическим условиям, часовым поясам и Республики Корея, и Японии, между Сахалином и странами Азии налажено прямое авиасообщение, на острове имеется развитая гостиничная инфраструктура, основные спортивные объекты расположены в черте города. К тому же, большинство сооружений, например, биатлонный комплекс, может использоваться круглый год. Зимой это лыжные трассы, летом — лыжероллерные.

В 2017—2018 годах в Южно-Сахалинске мы планируем завершить строительство водноспортивного центра, в состав которого войдут целый комплекс бассейнов, в том числе и 50-метровый, так называемая «большая» олимпийская вода. Все это позволит удовлетворить потребность в подготовке спортсменов по ряду видов спорта.

Но отмечу, что для Сахалинской области базовым видом определен горнолыжный спорт. Мы также рассчитываем, что к нему добавятся еще три — это сноуборд, беговые лыжи и прыжки с трамплина, поскольку по развитию зимних видов спорта у нас накоплен большой опыт.

В связи с этим вопрос использования Сахалинской области, как базы для подготовки членов сборных команд Российской Федерации к летней Олимпиаде 2020 года в Японии, мы пока детально не прорабатывали. Но островной регион всегда готов предоставить имеющиеся спортивные объекты для тренировок.

— До конца 2014 года должно быть подготовлено межправительственное соглашение Японии и России по вопросу проекта азиатского энергетического кольца, в рамках которого ожидается строительство энергомоста Россия (Сахалин) — Япония. К этому же сроку должно быть разработано техзадание, окончательная стоимость работ и определены участники проекта. На какой стадиии он находится сейчас?

— Строительство энергомоста Россия-Япония — масштабный инвестиционный проект межгосударственного уровня, и правительство Российской Федерации заинтересовано в его реализации. Министерством энергетики страны создана рабочая группа, утвержден план ее работы, определен ответственный исполнитель проекта — ОАО «Интер РАО». Внимание к проекту проявляют и японские коммерческие компании.

В течение всего прошлого года правительством Сахалинской области совместно с ОАО «Интер РАО» и японскими коллегами велась активная подготовительная работа по сбору исходных данных, на основании которых была выполнена финансово-экономическая модель проекта и определены наиболее перспективные площадки размещения объектов генерации первого этапа в Сахалинской области.

Вместе с тем, на сегодняшний день позиция правительства Японии относительно реализации проекта пока не ясна. Рассчитываю, что до конца года наши партнеры определятся в этом вопросе.

 — По Вашему мнению, в какой исторической перспективе может быть реализован этот проект?

— Что касается сроков строительства энергомоста, то в случае принятия положительного решения на межправительственном уровне, оно начнется не ранее 2020 года. Проект, как я уже сказал, крупномасштабный, межнациональный и потому требует решения целого ряда вопросов. Сейчас мы находимся на начальной стадии. Данная проектная инициатива только прорабатывается. Но в тоже время уже необходимо начинать обсуждать законодательные возможности, формы и виды сотрудничества, механизмы определения цены и тарифного регулирования и так далее. Требуется также заблаговременно выполнить прогнозную оценку влияния реализации проекта на социально-экономическое развитие регионов, возможность участия в нем крупных специализированных коммерческих компаний, госкорпораций с обеих сторон, определить возможные источники финансирования и спланировать другие необходимые организационно-подготовительные мероприятия.

— Какие выгоды он принесет Вашему региону?

— Правительство Сахалинской области, безусловно, заинтересовано в этом проекте. Его реализация обеспечит развитие экспорта в Японию, будет способствовать ускоренному развитию угольной промышленности региона, созданию новых рабочих мест, росту валового регионального продукта, увеличению доходной части областного бюджета, и, как следствие, повышению уровня жизни островитян.

В рамках своих полномочий мы прилагаем все усилия для успешного осуществления проекта строительства энергомоста Россия-Япония. И об этом я говорил в ходе своего выступления на Международной конференции «Перспектива создания Азиатской Суперсети», которая прошла в конце января в Токио. Отрадно, что проект поддержали губернатор префектуры Хоккайдо (Япония), мэр города Вакканай (Япония), руководство японской корпорации SoftBank.

На конференции японская сторона высказала намерение обсудить этот вопрос в рамках запланированной встречи премьер-министра Японии Синдзо Абэ с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в ходе визита в Сочи, а также осенью во время посещения Японии главой нашего государства. Надеюсь, что переговоры дадут положительный результат.

— В прошлом году в областную собственность были переданы все семь аэропортов острова и Курильской гряды. Вы получили возможность самостоятельно привлекать инвесторов для их развития. Кого Вы уже привлекли и как Вы собираетесь развивать эту отрасль у себя в регионе?

— Сразу хочу сказать, что процесс передачи аэропортов в областную собственность не завершен, и в настоящее время эта работа еще продолжается. Тем не менее, в бюджете на 2014 год у нас предусмотрены средства в размере 955,6 млн рублей на проведение реконструкции, ремонта и текущую поддержку аэропортового хозяйства Сахалинской области. Кстати, отмечу, что на эти цели из федерального бюджета ранее выделялось около 25 млн рублей в год. Как только завершится процесс передачи, мы приступим к проектированию нового здания аэровокзала в аэропорту Южно-Сахалинск, а также реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропортов Оха, Шахтерск и Южно-Сахалинск. Уже сегодня при участии ОАО «Аэровокзал Южно-Сахалинск», 100% акций которого находится в собственности правительства Сахалинской области, ведется строительство нового павильона выдачи багажа.

— Какую роль в проекте развития авиации в регионе отводится новой авиакомпании «Аврора»? Будет ли вкладывать область средства в развитие внутри- и межрегиональной авиации в регионе, если да, то какие? Будут ли сахалинские власти продавать часть акций «Авроры» Приморью и Амурской области?

— Авиакомпания «Аврора» — единый дальневосточный авиаперевозчик, и, безусловно, ей отводится главная роль в развитии авиации в регионе. В декабре 2013 года состоялась передача 49% акций «Авроры» в собственность Сахалинской области, что позволяет правительству островного региона войти в состав совета директоров авиакомпании и оказывать влияние на принятие определенных решений. В управлении авиакомпанией могут принять участие также и другие субъекты Российской Федерации при соблюдении определенных условий. Я имею в виду финансовой поддержки авиакомпании за счет субсидирования перевозок на местных воздушных линиях, а также обновление парка воздушных судов. У меня есть информация, что Приморский край и Амурская область желают принять участие в развитии авиакомпании «Аврора» в интересах своих регионов. Что касается Сахалинской области, то в 2014 году на субсидирование внутриобластных перевозок пассажиров предусмотрено более 600 млн рублей. Относительно межрегиональных маршрутов, то это полномочия федеральных органов исполнительной власти.

— В 2014 году российское правительство должно определиться со льготами для территорий опережающего развития. К апрелю регион намеревается выбрать территории, которые он хотел бы видеть таковыми. Есть ли понимание, какие проекты туда уже совершенно точно войдут?

— Правительство области приняло пакет мер по поддержки инвестиционной деятельности. В него входит и бюджетные инвестиции в основной капитал, и компенсация процентных ставок по кредиту и лизингу, и пониженные ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество, инвестиционные налоговые кредиты, государственные гарантии и создание объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной инфраструктуры для бизнеса и так далее.

Эти меры достаточно объёмны и они касаются не только крупных вложений, но и «малых» инвестиционных проектов. В то же время мы понимаем, что необходимы дополнительные, принципиально новые меры стимулирования, только тогда Сахалинская область может обеспечить ускоренное развитие и конкуренцию на рынках АТР.

Эти вопросы предметно обсуждались 21 февраля 2014 года на совещании, которое провел в Южно-Сахалинске заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Он отметил, что в настоящее время ведется работа по определению территорий опережающего развития в масштабах всего Дальнего Востока. И у Сахалинской области в этом плане есть хорошие перспективы.

На рассмотрение федеральной власти мы предложили 5 таких зон в островном регионе. Их основу составляют действующие инвестиционные проекты, которые могут в ближайшие 3−4 года дать эффекты ускоренного развития территорий. За каждой из предлагаемых зон стоит реальный действующий бизнес с позитивной финансовой историей, с проработанными и подтверждёнными ранками сбыта в АТР.

Первая зона — это топливно-энергетический комплекс на западном побережье острова Сахалин. Ее развитие подразумевает наращивание экспорта углей с Солнцевского месторождения. На его базе будут созданы крупные объекты генерации. Одним из ключевых элементов создаваемого топливно-энергетического узла является также строительство нового завода СПГ, что позволит нарастить экспортные поставки в страны АТР сжиженного природного газа и в результате довести долю России на мировом рынке СПГ до 10% от его нынешнего объема.

Вторая зона опережающего развития связана с формированием на Курильских островах комплекса рыбопромышленных производств, включающего замкнутый цикл работ по воспроизводству, добыче и переработке рыбы и морепродуктов, с созданием условий для модернизации флота и необходимой транспортной инфраструктурой.

Третья предлагаемая территория опережающего развития также связана с экспортоориентированной деятельностью в сфере продовольствия. Этот проект — «Биотехнопарк в Сахалинском территориальном бассейне». Основными элементами проекта является создание центра по воспроизводству молоди биоресурсов, комплекс марикультурных хозяйств, формирование научного центра в сфере аквакультуры.

Четвёртый проект связан с развитием лесопромышленного комплекса и реализуется на территории 5 муниципалитетов на севере Сахалина. Он включает в себя полный цикл работ — заготовку, переработку и поставку лесопродукции на экспорт. Промышленная площадка деревообратывающего производства размещена в 5 км от порта Александровск-Сахалинский. Это определяет логистику реализации продукции.

Последний, пятый проект находится в плоскости создания нового туристического продукта и его продвижения на рынках АТР. Его ресурсную базу составляет уникальный природно-рекреационный потенциал, наличие действующей спортивной инфраструктуры и развитой гостиничной сети, а также сервисных услуг. Ядро зоны — успешно функционирующий горнолыжный комплекс «Горный воздух». О высокой степени востребованности предлагаемого туристического продукта говорит ежегодное увеличение въездного туризма в зимний период на территорию Сахалинской области. За последние четыре года он вырос в 4 раза — до десяти тысяч человек в сезон.

Реализация предлагаемых нами направлений, по нашим оценкам, позволит привлечь в регион более 300 млрд рублей инвестиций. Для отдельных территорий региона — это создаст «новый инвестиционный бум». Западные районы Сахалина получат новые направления экономического развития, а центр и Курильские острова укрепятся в своих сильных, традиционных позициях.

Мы поддерживаем инициативу заместителя председателя правительства РФ, полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева о необходимости принятия отдельного федерального закона по ускоренному развитию Дальнего Востока. И мы предлагаем включить в него нормы, обеспечивающие снижение административных барьеров для инвесторов в ДФО по примеру ФЗ N93, принятого в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке. Уверен, это сыграет огромную позитивную роль в создании территорий опережающего развития в Сахалинской области и на Дальнем Востоке России, а также в повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг на рынке стран АТР.

— Кроме того, развивать экономику области планируется за счет технопарков — какие планы у областных властей в этой сфере?

— Успешный опыт ряда субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что действующие технопарки играют заметную роль в обеспечении динамичного роста региональной экономики, создании условий для организации новых конкурентоспособных производств, привлечения инвестиций для модернизации производственных мощностей субъектов Российской Федерации. Они являются эффективным инструментом, который способствует созданию новых рабочих мест, созданию комфортной деловой среды, повышению интеллектуального потенциала, а также увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Для нас прообразом этого является идея создания промышленных площадок по глубокой переработке водно-биологических ресурсов.

В отношении трех из них существует объективная потребность использовать в качестве технопарков и индустриальных парков. Так, например, в сфере аквакультуры мы планируем создать морской биотехнопарк. Он включает в себя следующее. Во-первых, комплекс по выращиванию молоди трепанга, гребешка и других высокорентабельных гидробионтов, наиболее востребованных на рынках стран АТР. Вторая компонента — это комплекс морских ферм для выращивания молоди до промышленных размеров. Следующая составная часть проекта касается производственных мощностей по глубокой переработке продуктов аквакультуры. Полная структура биотехнопарка также будет включать комплекс по изготовлению кормовой базы, центры научного и кадрового сопровождения, а также экспортной сертификации продукции. Отмечу, что подготовленное с участием регионального правительства технико-экономическое обоснование доказало эффективность вложения инвестиций. Реализация проекта позволит более чем в 3 раза прирастить запасы гребешка и трепанга к существующим объёмам. В будущем пользоваться созданной инфраструктурой смогут и иные субъекты предпринимательства. То есть мы сформируем ядро для развития марикультуры в Дальневосточном бассейне.

Сегодня уже несколько компаний подтвердили своё участие в проекте в качестве его резидентов. У них есть опыт и необходимые компетенции в сфере марикультуры.

— Какая структура будет управлять этим проектом?

— Функции управляющей организации планируется возложить на Сахалинское агентство проектов развития, которое соответствует предъявляемым Минэкономразвития России требованиям. Нам понятны рынки сбыта продукции, имеются предварительные заключенные соглашения с покупателями из Гонконга. Также для реализации первого этапа проекта есть все необходимые квалифицированные специалисты. Научными партнёрами технопарка являются ассоциация развития аквакультуры Сахалинской области, Сахалинский госуниверситет, а также Яньтайский биотехнопарк (КНР) — самый крупный подобный объект в мире. Имеются заключенные соглашения и на этот счёт. Ориентировочно, к концу текущего года документы по проекту будут готовы, и мы в установленном порядке направим материалы в Минэкономразвития России. Таким образом, создание морского биотехнопарка на западном побережье Сахалина — это абсолютно реальный проект, готовый к реализации.

— Какие еще проекты будут реализованы в сфере технопарков?

— Следующее направление — товарное производство продукции сельского хозяйства. Рост субъектов малого предпринимательства на селе создал предпосылки для проработки вопросов, связанных с созданием агропромпарка в Южно-Сахалинске. Мы имеем маркетинговое исследование по этому вопросу, готовим обоснование под проект. В его рамках будут структурированы все направления поддержки малых форм хозяйствования на селе. Это — организация прямого доступа продукции, производимой сельхозтоваропроизводителями, до конечного потребителя без посредников.

Третий перспективный проект связан с возможностью создания индустриального (или промышленного) парка на территории, прилегающей к порту Александровск-Сахалинский. Здесь возможно объединение переработки леса в рамках нашего приоритетного проекта и проекта по добыче и переработке торфа. На выходе перерабатывающих мощностей будут пиломатериалы, торфяные и древесные пиллеты, а также торфяно-минеральные удобрения для сельского хозяйства. Сейчас идет проработка этой идеи. При этом с экономикой по лесному проекту и проекту по торфу нам все понятно. Есть вопросы по логистике и деятельности порта, а также по привлечению инвестиций. Надеюсь, что в течение года мы получим полную ясность относительно этого промышленного парка.

Все эти вопросы мы обсуждаем с нашими иностранными партнерами. Всего в Сахалинской области определены к реализации 60 инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Общей стоимостью примерно 1 трлн рублей.

— Недавно в очередной раз прозвучала идея о необходимости переезда офисов крупных российских компаний в те регионы, где они реализуют наиболее масштабные свои проекты. Насколько реализуемы, по-Вашему, такие планы? Кого бы Вы назвали потенциальными «кандидатами» для переезда на Сахалин?

— Мы положительно относимся к предложению перевести головные офисы ряда крупных компаний с государственным участием на Дальний Восток. Уверен, что это принесет результат как с точки зрения пополнения налоговой базы дальневосточных субъектов, так и более эффективной координации работы всех структур. Планы вполне реализуемы. И мы видим этому подтверждение. Так, «Газпром» уже принял решение о переводе офиса одной из своих дочерних компаний ООО «Газпром добыча шельф» в Южно-Сахалинск. На Сахалине энергетическая корпорация занимается разработкой Киринского месторождения, ведет геологоразведочные работы на других участках, поэтому решение о размещении на острове «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск», а именно такое название получила теперь компания, вполне обосновано.

Думаю, за ней последуют и другие.

— В 2014—2015 году завершится действие ФЦП развития Курильских островов. В середине прошлого года президент поручил представить предложения по новой программе. На каком этапе находится эта работа? Какие предложения представит руководству страны Сахалинская область?

— Для нас очень важно, что руководство страны с большим вниманием относится к проблемам островных территорий. Действующая федеральная программа по развитию Курил позволила кардинально изменить там ситуацию. Острова преобразились, появились современные портовые сооружения, построены и продолжают строиться аэропорты, детские сады, больницы, объекты водоснабжения и водоотведения, электро- и топливообеспечения и другие, реконструируются и асфальтируются автодороги. Мы почти полностью сформировали каркас инфраструктуры, необходимой для дальнейшего устойчивого развития Курил. И важно не останавливаться на достигнутом, продолжать работу в этом направлении.

По поручению президента России Владимира Владимировича Путина в прошлом году мы подготовили проект новой программы до 2025 года. В настоящее время документ проходит все необходимые согласования.

Какие цели мы ставим перед собой? Самое главное — повысить численность и уровень жизни населения, а также увеличить объем произведенной на островах продукции. Для этого необходимо наладить бесперебойное пассажирское и грузовое сообщения, создать условия для дальнейшего развития бизнеса, эффективного использования водных биоресурсов, появления новых производств, развития туризма. Особое внимание в программе уделено обеспечению населения Курил доступным и комфортным жильем, жилищно-коммунальными и социальными услугами в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, соизмеримыми с услугами, предоставляемыми на остальной территории Сахалинской области. На эти цели до 2025 года планируется направить около 63 млрд рублей.

Отмечу, что новая программа ориентирована на стратегическую модель развития Дальнего Востока и соответствует приоритетным направлениям, о которых говорил президент страны в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в декабре прошлого года.

Источник: «Интерфакс»

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2279