Руководство Сахалинской таможни рассказало о декларировании товаров онлайн

С нового, 2014 года, в работе таможенных органов произойдут некоторые изменения. В частности, декларирование товаров будет происходить исключительно в электронной форме в сети Интернет. Подробнее об этой технологии рассказывает врио первого заместителя начальника Сахалинской таможни Руслан Хайманов.

— На сегодняшний день основным документом в этом вопросе для нас является Закон о таможенном регулировании в РФ, пунктом 4 статьей 322 которого установлено, что возможность выбора — электронная или бумажная декларация — предоставляется декларанту до 1 января 2014 года. После этого все декларации на товары будут приниматься таможенными органами только в электронном виде. При этом Правительством РФ должен быть определен ряд случаев, когда будут иметь место и бумажные носители. Ст. 180 п. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза оговорена возможность подачи декларации под таможенную процедуру с применением транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, которые содержат сведения, необходимые для таможенных целей, в случаях, когда стоимость товара не превышает 1000 евро. Соответственно эта часть декларационного массива останется на бумажных носителях.

Что касается электронного декларирования как технологии, — вспомним ее предысторию. В 2008 году Российская Федерация присоединилась к так называемой Киотской Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Это объемный документ, который затрагивает все аспекты таможенной деятельности и организации вопросов таможенного регулирования. Она не содержит норм, имеющих прямое действие, но содержит основополагающие принципы, которые решают традиционные для таможенных органов всех государств задачи. Первая из них — это сокращение таможенных формальностей, и вторая — защита интересов государств и граждан при проведении эффективного таможенного контроля, в том числе с применением перспективных таможенных технологий.

Но, собственно говоря, внедрение электронного декларирования в деятельность таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности стало возможным с принятием в 2008 году Федерального закона об электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Этим документом были заложены правовые основы ЭЦП, при применении которой документ приобретает юридический статус документа, равноценного тому, что подписан собственноручно. Электронная подпись сделала возможной подачу декларации на товары в электронном виде.

— То есть для полного перехода на данную технологию потребовалось пять лет…

— Первоначальная версия электронного декларирования была очень затратной. Тогда таможенные брокеры присоединялись к информационно-технической сети таможенных органов с выделением специального канала связи. Для этого требовалось и специальное программное обеспечение, и дополнительное технологическое оборудование. Технология оказалось экономически неэффективной, малоперспективной для широкого использования. Поэтому в 2008 году ФТС России внедряет в практику деятельности таможенных органов электронное декларирование с применением Международной ассоциации сетей «Интернет» и устанавливает порядок использования данной технологии. С этого момента, можно считать, началось массовое использование электронного декларирования.

Если говорить о динамике применения ЭД, скажем, в 2010 году доля электронных деклараций составляла примерно 11%. На сегодня это 99,5% по Сахалинской таможне, что корреспондируется с цифрами по всему Дальнему Востоку — 98−99%. В разрезе таможенных постов ситуация несколько разнится — сотые доли процентов «уходят» в 100% по Южно-Курильскому таможенному посту, что связано со спецификой внешнеэкономической деятельности в данном районе, чуть ниже показатели в Корсакове.

— Некоторые декларанты все еще используют старый проверенный способ — бумажный носитель…

— Что касается использования бумажных деклараций — сегодня их единицы. Используют эту форму декларирования некоторые индивидуальные предприниматели, осуществляющие разовые поставки. Желая минимизировать свои издержки, они прибегают к услугам посредников, оказывающих их неофициально (так называемых «серых» брокеров). Разумеется, о применении современных информационных технологий во взаимоотношениях с таможенными органами в данном случае речь не идёт. Стремление минимизировать свои издержки понятно, однако забывается тот факт, что «серые брокеры» своей деятельностью нарушают сразу несколько законов Российской Федерации. В нарушение Гражданского Кодекса РФ они осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и без специального разрешения, так как декларирование товаров от имени других лиц требует специального разрешения — включения в Реестр. Таможенное законодательство содержит много нюансов, нередко возникают коллизии, спорные моменты, разрешить которые могут только специалисты в области таможенного дела. Таможенный представитель делит риски со своим клиентом, иногда таможенным брокерам приходится нести бремя взысканий по делам о нарушении таможенных правил, возбужденным и рассмотренным в отношении их клиентов. Пользуясь услугой «серого брокера», предприниматель значительно увеличивает риск роста издержек за счет увеличения времени на совершение таможенных операций, негативных последствий при наступлении событий, свидетельствующих о наличии нарушений таможенных правил и административной ответственности за эти нарушения.

И второе, что касается бумажных деклараций, — это срок действия ЭЦП, который законодательно определен годовым периодом. То есть таможенные представители должны ежегодно продлевать срок действия цифровой подписи, что время от времени выпадает из поля их внимания. В результате они переводят декларации на бумагу — пусть их 2−3 штуки, но это критичный процент.

Еще недавно решение вопроса о генерации ЭЦП занимало довольно много времени. Сейчас есть так называемые удостоверяющие региональные центры, где достаточно быстро можно оформить ЭЦП либо продлить срок её действия.

— Если такие принципиальные, не заручившиеся электронной подписью декларанты все же обратятся в таможню с бумажным вариантом декларации?

 — В этих случаях уже есть наработанная практика. Мы даем обратившемуся лицу перечень таможенных представителей, работающих в нашем регионе, с тем, чтобы он выбрал, к кому обратиться за услугами. Таможенные представители имеют подготовленных специалистов, весь необходимый технологический инструментарий, в том числе ЭЦП, для подачи деклараций в электронном виде. Кстати, таможенным законодательством определено, что отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается, за исключением случаев, когда исполнение такого договора будет выходить за сферу деятельности, ограниченной самим таможенным представителем. Кстати, в международной таможенной практике электронная форма декларирования товаров используется с начала 1980-х годов. Как показывает опыт зарубежных стран, прежде всего, США и Японии, декларирование товаров в электронной форме является важнейшим фактором ускорения и упрощения процессов таможенного оформления и контроля. В Японии уже 15 лет существует единая национальная система электронного декларирования. Все декларации там подаются исключительно таможенными представителями. Все процессы таможенного контроля, включая применение инструментария системы управления рисками, полностью автоматизированы.

— Сотые доли бумажных деклараций, которые исчезнут с внедрением обязательного ЭД, конечно, существенным образом не повлияют на работу таможенных органов. Но все же переход на полный цифровой формат событие значимое?

— Действительно, результаты работы, направленной на расширение практики применения современных информационных технологий, — электронного декларирования, технологии удаленного выпуска, предварительного информирования о ввозимых товарах, — стали значительным шагом на пути упрощения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и сокращения времени на проведение таможенных операций, создания благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности.

Переход на безбумажные технологии требует и от других контрольных органов готовности к современным формам взаимодействия. Сегодня при электронном декларировании часть документов иных государственных органов всё еще представляется на бумажных носителях.

Необходимым стало дальнейшее развитие системы электронного межведомственного взаимодействия с целью получения сведений о разрешительных документах от выдавших их контролирующих органов, а не от участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, необходимо сформировать единую базу данных разрешительных документов государственных контролирующих органов, использование которой значительно упростит их проверку и повысит эффективность таможенного контроля.

Приобретаемые преимущества от реализации этих подходов очевидны. Это и сокращение времени оформления товаров благодаря упрощению таможенных формальностей, и согласование действий с иными государственными органами, и обеспечение единообразного применения таможенного законодательства, и, в конечном итоге, повышение эффективности работы таможенных органов при решении задач по противодействию угрозам экономической безопасности и созданию благоприятных условий для внешней торговли.

Интервью подготовлено пресс-секретарем Сахалинского управления таможни Юлией Ждахиной.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1422