Окно в Европу и мост в Азию. Строительство перехода "Материк-Сахалин-Япония" обсудили на конференции

План реализации мостового перехода «Сахалин-материк» на протяжении последних 10 лет все отчетливее проступает из полной неопределенности. Ежегодные мероприятия по обсуждению железнодорожного моста на большую землю придают будущей стройке конкретные очертания.

Сегодня в большом зале здания правительства Сахалинской области состоялась международная научно-практическая конференция «Создание прямого железнодорожного сообщения Япония-Россия-Евросоюз». Пиком воплощения этого невероятно масштабного проекта станет возможность сесть в поезд на Хоккайдо, чтобы, спустя несколько недель, сойти на перрон вокзала Вены.

Чтобы эта мечта стала явью, предстоит затратить не один десяток лет и не одну сотню миллиардов рублей. На кону историческое событие — сухопутная всесезонная транспортная линия, соединяющая Запад и Восток. Россия же получает третий выход к мировому океану через порты Сахалинской области, разом решая экономические, политические и даже стратегические задачи.

На сегодняшней встрече участники должны были обговорить условия реализации проекта и сформулировать техническое задание.

Конференцию открыл губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Он отметил, что мостовой переход на континент окажет массивный положительный эффект на экономику всего дальневосточного макрорегиона. Идея моста «Сахалин-материк2 впервые была высказана еще в середине 19-го века, затем к ней возвращались в 1914—1916 годах. Еще позднее, после Второй мировой войны был создан проект тоннельного перехода под Татарским проливом, но и он не воплотился в жизнь.

В настоящее время на Сахалине ведется реконструкция железнодорожных путей и перешивка старой узкой колеи 1067 мм. на современную 1520 мм. Уже закончено около 500 километров путей, что составляет примерно 2/3 от общей протяженности железнодорожных линий острова. К 2018 году работы завершат в полном объеме. Сахалин будет готов к началу строительства мостового перехода с 2019 года, при условии начала разработки проектной документации не позднее 2015 года.

По расчетам экономистов, транзитный поток грузов в Японию через Сахалин к 2030 году составит 27 миллионов тонн, причем издержки отправителей грузов будут значительно ниже, чем при работе по морской схеме транспортировки грузов.

Стоимость реализации с российской стороны оценивается приблизительно в 450 миллиардов рублей (14 миллиардов долларов). По предварительной оценке, в строительстве моста планируется занять более 11 тысяч человек. Для обслуживания перехода понадобится порядка 5000 новых рабочих мест, 1500 на Сахалине и 3500 в Хабаровском крае.

Транспортировка грузов на остров по мосту способствует трехкратному снижению стоимости на ряд товаров и положительно скажется на «северном завозе» для отдаленных территорий.

В завершении своего выступления Александр Хорошавин отметил, что Сахалинская область готова всячески содействовать реализации данного проекта. «Только совместными усилиями мы сможем осуществить столь грандиозный замысел, который кардинальным образом изменит всю транспортную географию и принесет весомый экономический эффект как для Сахалина, так и для Японии», — сказал губернатор.

Далее инициатива перешла к первому заместителю председателя комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Роману Худякову.

Транзитный коридор между Россией, Японией и Евросоюзом способен перенаправить львиную долю перевозок через нашу страну. Это сулит значительные экономические выгоды, прибыль от которых можно направить на развитие Дальнего Востока, сделав его центром страны и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Не так давно президентом России было выделено более 1 триллиона рублей из фонда национального благосостояния, который должны пойти на инфраструктурные проекты. В их числе модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Мост на Сахалин станет следующим этапом данной политики.

Слово передали председателю сахалинской областной Думы Владимиру Ефремову. Он начал с истории регулярного морского сообщения между Сахалином и материком — паромной переправы Ванино-Холмск. В этом году ей исполнилось 40 лет. На момент создания паромная переправа отвечала требованиям островной экономики. Сейчас развитию транспорта на Сахалине необходим мостовой переход. Современные технологии могут значительно усовершенствовать проект 50-х годов прошлого века.

«Россия является естественным сухопутным мостом, через который мог бы идти грузопоток между Европой и Азией. Хочется надеяться, что нынешняя научно-практическая конференция внесет свой вклад в скорейшее осуществление создания прямого железнодорожного сообщения», — подытожил Владимир Ильич.

Основную часть докладов открыл заместитель директора Департамента инфраструктуры Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Яков Гринкруг.

Действующая паромная переправа не удовлетворяет нужды островитян. Простой паромов из-за погоды составляет 35−40 дней в году. Это крайне осложняет работу дальневосточной и сахалинской железных дорог и создает кризисные ситуации на островах из-за невозможности своевременной отправки необходимых грузов.

Реализация проекта мостового перехода позволит решить две главные задачи. Обеспечить беспрепятственный обмен пассажирами и грузами круглый год, а затем развить железнодорожную сеть вплоть до моста в Японию. В перспективе это даст целый ряд положительных факторов, позволит эффективно осваивать ресурсы Дальнего Востока, создаст новые рабочие места, повысит транспортную мобильность населения, создать условия для нового международного сообщения, и так далее. А паромную переправу можно будет вообще упразднить за ненадобностью.

Примерные сроки окупаемости — от 25 до 40 лет.

Строительство планируется на участке пролива Невельского между населенными пунктами Селихин и Ныш. Сроки строительства — с 2017 по 2024 год, 7.5 лет.

В результате проведенных расчетов оказалось, что повышение конкурентоспособности Транссибирской магистрали в случае строительства мостового перехода увеличится на 37%. Мост логически завершает данные транспортный коридор Европа — Азия.

В завершении первой части конференции губернатор Сахалинской области ответил на вопросы журналистов.

«Мы получим огромное преимущество, третий транспортный коридор, который окажется в два-три раза быстрее, чем аналогичные морские пути. Сахалин станет одним из ключевых звеньев большой логистической цепочки», — резюмировал Александр Вадимович общие моменты.

Насколько заинтересована в проекте Япония? Губернатор признался, что реакция наших соседей лучше всего может быть описана как «сдержанный интерес». Потому что мы много говорим о проекте, но в реальности пока еще сделано очень мало.

 — Почему именно во этот период было принято решение провести такую масштабную конференцию?- задал вопрос представитель японской газеты «Хоккайдо Синбун».

— Таков указ президента, который он отдал во время визита на Сахалин этим летом. Мы должны подготовить необходимые документы по данному проекту до конца года, — ответил Хорошавин.

Внимание присутствующих в зале конференции мог привлечь необычный макет моста, явно выполненный из подручных материалов. Это — детище сахалинского изобретателя Ивана Воронина. Он входит в группу исследователей СРОЭО «АКВАЗАЩИТА», которая уже давно предлагает экопроект по прогреву Татарского пролива и улучшению климата Сахалинской области. За реализацию данной идеи браться никто не собирался. Тем не менее, воплощение мостового перехода на материк пока еще ни на шаг не ушло от данного макета. Идей и информации много, но сам мост все еще теряется в тумане будущих лет.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2578

Автор: Артем Новиков

"ИА citysakh.ru"