Овощебаза "Сахалин": межнациональная подоплека

Сахалин сегодня входит в полосу межнационального противостояния. Провокации, марши недовольных, ожесточенные споры на форумах и гневные высказывания в соцсетях — островной край включается в общероссийскую орбиту непонимания.

На Земле сегодня проживает около 7 миллиардов человек. 7 тысяч миллионов непохожих мнений и убеждений. 7 миллионов тысяч собственных взглядов на мироустройство, справедливость, закон, мораль и другое самое фундаментальное и незыблемое. Обычаи, традиции, религии, привычки и, конечно же, пресловутый менталитет — десятки клиньев, которые сама жизнь вбивает между целыми родами, народами и национальностями. Такими непохожими, но стремительно растущими, развивающимися и взаимодействующими. Порой — весьма и весьма агрессивно.

Несколько недель назад Россия шумела подобно потревоженному улью. В одном из районов Москвы случилось убийство. По версии следствия, гость столицы Орхан Зейналов, нанес несколько ударов ножом москвичу Егору Щербакову. От полученных ран 25-летний парень скончался, а в московском пригороде началось подлинное восстание, едва не ставшее судом Линча.

За несколько месяцев до этого на Матвеевском рынке все той же златоглавой Магомед Расулов, защищая товарища, подозреваемого в изнасиловании, нанес тяжелую травму сотруднику полиции. Ответом стали беспрецедентные чистки московских рынков.

Эти, и множество других более мелких и трагичных конфликтов, вспыхивающих то там, то здесь, напряжение усталость и страх от постоянного и часто некомфортного соседства, кажется, переполняют чашу терпения россиян. И что более заметно, властей страны и регионов. Уже сейчас в Москве действует план «Вулкан-5» — постоянные проверки и задержания всех «неславян», обыски и штурмы подозрительных домов и квартир. Масло в огонь подливают и совсем недавние кровавые теракты в Махачкале и Волгограде — с которыми, впрочем, не все просто и однозначно. Не делись никуда призраки аэропорта Домодедово, Дубровки и «Норд-Оста», Чечни. Не забыты полные отчаянья выпуски новостей девяностых-нулевых: взрывы домов, угоны самолетов, перестрелки прямо на улицах городов.

Люди устали. Люди боятся. Люди готовы на все, ради возвращения привычного беззаботного состояния комфорта. Поэтому одни жаждут простых и быстрых решений, призывают «выгнать всех и вся», закрыть границы, выходят на «Русские марши», идут на поводу у националистов и популистов. А другие еще плотнее смыкают ряды, прижимаются спина к спине и готовятся терпеть новые репрессии — выбора то все равно нет, отступать некуда — за спиной развалины некогда братской экономики и голодные семьи.

Фото: trud.ru

В непростой российской действительности так хочется найти виноватых во всем. И мигранты на эту роль подходят почти идеально. Особенно накануне Олимпиады и выборов, от поиска политических очков для которых как всегда никуда не деться.

Но проблема межнационального взаимодействия вообще и миграции в частности — не тот узел, который можно разрубить одним движением или распутать универсальным указом Президента. Справа — недовольство и погромы, слева — крах экономики, которую мигранты цементируют своими потом и кровью, заполняя ниши дешевой рабсилы. Запретить — столкнуться с миллиардными затратами на поиск, задержания и депортацию, разрешить — заложить бомбу социального напряжения, которая рванет через год-два на большинстве территорий нашей необъятной. Правда, как всегда, лежит где-то посередине — на узкой тропе, между Сциллой и Харибдой, нащупать которую — занятие весьма мудреное и сложное.

Тем более на Сахалине, с его замкнутой островной экономикой, относительно высокими зарплатами и обилием строительных проектов и инициатив. Только по официальным данным в этом году на остров въехало около 30 тысяч иностранцев и лиц без гражданства. Для полумиллионной области цифра достаточно внушительная (каждый 150 житель острова). Сколько же в область пребывают «неучтенников», кто из гостей превышает установленные законом сроки пребывания — подлинно неизвестно никому. Потому ежедневные конфликты, недоразумения и преступления, общественный транспорт, дороги, строительство, ЖКХ - отрасли с которыми и так у нас все далеко «не очень» вызывают целые океаны критики и недовольства. Перепадает и мигрантам — за сам факт присутствия и причастности.

И если до недавнего прошлого в островном крае все обходилось достаточно мирно. На религиозные праздники типа Сабантуя, Курбан и Ураза-байрама сахалинцы стоически терпели перебои в работе транспорта и скрепя сердце прощали «иноземцам» их традиции. Основной ареной противостояния оставался интернет — показателен, например, недавний материал нашего портала на эту тему.

Неделю назад (а именно 27 октября) один из самых читаемых пабликов сахалинского Контакта разместил информацию о нападении «трех лиц кавказской национальности» на русскую пару 19 октября. 4 часа ночи, пустынная местность, гипертрофированное повторение «бирюлевского сюжета» — странновато, не так ли?

Из самого первоисточника пост, спустя несколько дней, был удален, но по социальной сети разлетелся основательно — сообщения появлялись в ленте вплоть до первых чисел ноября. Хотя, сверхъестественного резонанса не вызвал, быстро утонув в потоке потерянных животных и «идеях великих мыслителей» сотен популярных групп.

Но буря негодования все же закрутилась. Были и радикальные высказывания, самые невинные из которых сводились к «гнать их!», а о самых серьезных не хочется и упоминать. Общественный гнев понятен, недовольство горожан ясно.

Вот только ни в СМИ, ни в сводке МВД ни о чем подобном упоминания не обнаружилось. Сахалинские полицейские даже на официальный запрос ответили недоумением — никаких подобных происшествий не происходило, информацией не владеем. Не менее загадочно и появление информации в группе — администрация пеняет на раздутый штат руководства и неконтролируемость публикаций.

Ошибка это или провокация каждый может решить сам. Вот только спустя несколько дней на молельное место — полуразрушенные здания близ РМЗ — исламской общины города неизвестные совершили покушение. Изрисованные оскорбительными граффити стены — вот то, что увидели верующие утром 1 ноября. Руководители общины заявили, что подобный поступок им не в новинку и мусульмане не обиделись вовсе. Но осадочек у нескольких тысяч последователей Мухаммеда, и без того загнанных в самый дальний городской угол, явно остался.

Третьим кусочком провокационной мозаики стал призыв к уличным акциям. Накануне Дня народного единства в сети появились не совсем грамотные призывы к выходу на улицы. «Русский марш» сахалинских националистов обещал быть грандиозным. Получилось так себе. Инициативу подхватили и жители «Одноклассников». «Оборзели они в конец», «русских избивают толпами», «чувствуют себя королями» — изливаются в сеть тонны негодования. Отчасти справедливого, но по сути своей провокационного и радикального.

Так что узел стягивается все туже и туже. И в этот раз, в отличие от «болотных митингов», отсидеться за проливом едва ли получится. Теперь Сахалин — тоже центр националистического противостояния, острие сварного шва между культурами и цивилизациями.

И сегодня только от благоразумия сахалинцев и их готовности вестись на провокации зависит, взорвется или нет сахалинский плавильный котел ассимиляции.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 3539

Автор: Кирилл Ясько

"ИА citysakh.ru"