Хэллоуин не нужен?

В последнюю неделю октября министерство образования Омской области несколько удивило граждан заявлением о намерении бороться с праздником Хэллоуин в школах региона. Сибирские чиновники объяснили это тем, что данное действо пропагандирует в молодежной среде «экстремистские настроения» и олицетворяет «культ смерти». Данным актом министерство образования поддержало инициативу региональной организации «Омское родительское собрание».

Запретить празднование Хэллоуина так же просили представители духовенства Липецкой и Казанской областей. В первом случае выступило региональное отделение Русской православной церкви, а во втором — имам одной из местных мечетей.

Сахалинская и Курильская епархия Русской православной церкви официальных заявлений против Хэллоуина не делала. Но не трудно догадаться об отношении православной общественности к празднику в антураже ведьм, бесят и резных тыкв. Об этом, к примеру, свидетельствует характер публикаций в паблике «Православного корпуса на Сахалине» социальной сети ВКонтакте. Помимо этого, на сайтах православной тематики можно найти достаточно впечатляющих текстов, которые подробно, пусть и несколько односторонне живописуют зловещую историю и деструктивный характер данного действа. Ведьмовской шабаш, поклонение дьяволу, духовное предательство традиционных ценностей — основные аргументы авторов данных памфлетов.

В основе культуры человечества лежат традиции и обряды, которые в общих чертах схожи у многих народов. Особенно у тех, которые жили в схожих климатических зонах. Много сотен лет подряд вопросами жизни и смерти племен и целых народов заведовал годичный цикл. Смена сезонов определяла порядок посева и жатвы, а урожай в свою очередь являлся показателем того, удастся или нет пережить очередную зиму. Подмечая закономерности природы и движения небесных тел, люди в доступных им образах описывали наблюдаемое. Еще они пытались взаимодействовать с неведомыми им силами посредством обрядов. Так возникали мифы, легенды и религиозная традиция.

Надо понимать, что причиной этого процесса был отнюдь не присущий абстрактный человеческой сущности поиск чего-то духовного. Наши далекие предки были чрезвычайно прагматичны, и заботились о своем дальнейшем выживании.

Горят огни холодного Самайна

Современный Хэллоуин обязан своей эстетикой верованиям кельтов, населявших Британию задолго до принятия христианства. 31 октября был последним днем уборки урожая, а 1 ноября у кельтов начинался новый год и переход в «темную половину» года. Астрономически Самайн выпадал на промежуток между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием.

Здесь имеют место различные обряды, связанные с земледелием. Зажигаются большие костры, между которыми необходимо было пройти либо перепрыгнуть пламя. Как и в известном нам празднике Ивана Купалы, эти ритуалы имели очищающее значение. Жар пламени так же символизировал солнце и давал надежду пережить грядущую зиму. Тогда же резали часть скота, чтобы создать запасы на холодное время.

С Самайном так же связаны традиции гаданий, хождения ряжеными по домам и исполнение песен в обмен на еду, и прочие действия, напоминающие нам аналогичные ритуалы, принятые на Святки и прочие подобные праздники. В большей степени день Самайна был все же сельскохозяйственным праздником, чем оккультно-языческим. Но одно без другого не обошлось.

Граница сезонов в представлении жителей Британии имела мистическую сущность — в этот день истончалась грань реальности, пропуская в мир людей различные сверхъестественные существа и духи предков. Как мы знаем из фольклора, для человека подобные встречи могут закончиться счастливо либо несчастно, в зависимости от того, как ты обойдешься с потусторонним гостем. Щедрые могли рассчитывать на удачу, а жадных или непочтительных ждала беда. Несмотря на это, у Самайна все еще не было известного нам загробного флёра, присущего Хэллоуину. Откуда же он взялся?

Как ни странно, превращение напоминающего Святки Самайна в хтонический Хэллоуин состоялась благодаря христианским монахам, принесшим новую веру на просторы Британии в X—XI вв.еках. Распространение христианства было связано с традицией демонизировать персонажей традиционных верований народов тех территорий, куда прибывали миссионеры. Таким образом, все духи природы и местные боги разом получали должности при дьявольском дворе, а служители языческих культов обретали статус злых колдунов и ведьм.

Однако народы прочно держатся за вековые традиции. Это мы знаем по себе, ежегодно справляя Масленицу вопреки сдержанному неудовольствию церкви. Вместо Самайна католическая церковь установила новый праздник — День всех святых, (All Hallows Day), отмечаемый первого ноября.

Канун Дня всех святых, (All Hallows Eve) стал современным нам Хэллоуином. Некогда духи предков и волшебные существа, а теперь — бесы, ведьмы и привидения все так же проникают через завесу между мирами и шатаются среди людей до рассвета, после которого нечисть убирается обратно в бездну, и наступает католический праздник, являющийся днем поминовения усопших. Слияние традиций язычества и христианства сделало его таким, каким он стал.

Современный Хэллоуин как пустая тыква

Такова предыстория. Возвращаясь к вопросу об уместности празднования Хэллоуина в России, хочется отметить, что традиции «русского Хэллоуина» действительно порой стоят того, чтобы его запретили. Потому как он является полностью коммерческим мероприятием, посвященным сбыту сопутствующей продукции и организации тематических вечеринок. Современный Хэллоуин практически полностью лишен идеи почитания памяти умерших и превращен в пресловутый «еще один повод, чтобы». Таковы печальные реалии мировой глобализации, в которой текущее культурное доминирование стран Запада служит источником извлечения прибыли и из традиционных праздников в том числе.

Знакомство наших школьников с традициями праздника было бы возможным и даже полезным в том случае, если бы педагоги разумно подходили к вопросу и рассказывали про особенности культуры, истории и мифологии кельтов, а не просто проводили школьные дискотеки с нарядами ведьм и чертей. Впрочем, вреда здесь не больше, чем смысла, чего бы там не считали чиновники из Омска. Впрочем, их решение больше похоже на имитацию бурной деятельности и желании отчитаться в реализации мероприятий по защите «духовных скреп» нации.

А в Америке, где Хэллоуин очень любят, костюмированные карнавалы стали одной из форм социальной сатиры, когда люди наряжаются в костюмы того, что является проблемой на настоящий момент. Например, в грязный комбинезон работника буровой платформы BP, или в исламского террориста. Что не всегда политкорректно, зато отражает текущие настроения в обществе.

Что же касается страсти Русской православной церкви обличать и запрещать языческие «бесовские» обряды, то здесь поле работы просто необъятное. К языческим традициям восходит неисчислимое количество бытовых мелочей, давным-давно ставшими полностью светскими явлениями. Например, даря своей девушке или маме цветы, вы, таким образом, повторяете очень древний жертвенный обряд, связанный с культом рода. В славянской культуре жертвоприношения цветами делались Ладе и Леле — божествам земледельческого культа, судьбы, продолжения жизни.

Возможно, что наиболее достойный способ провести Канун Дня Всех Святых — это постараться соответствовать названию события. Встретится с семьей, прочитать интересную книгу детям и почтить память ушедших близких.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2429

Автор: Артем Новиков

"ИА citysakh.ru"