"Бог с тобой". Интервью с баптистом

Всё чаще, всё громче на самых разных площадках — от круглых столов министерства образования до развлекательных ток-шоу по телевидению звучат в нашей стране разговоры о религии. Редакция Citysakh.ru считает, что такое насыщение информационного потока теологическими вопросами в светском государстве излишне. И, тем не менее, не может остаться от них в стороне. Участники споров о формах столь личного и сокровенного явления, как вера, зачастую бывают резки в высказываниях, агрессивны и непоколебимы в своих суждениях. Религиозные дискуссии, как правило, скатываются к упрощённым и поверхностным схемам — «Православие против Ислама», «Традиционализм против прогресса», «Массовая религия против сект», «Мракобесие против здравого смысла». В то время как всё многообразие и глубина человеческих стремлений остаются за чертой понимания, за рамками обсуждения.

В попытке изменить сложившийся порядок религиозных дискуссий, Citysakh.ru представляет читателю серию интервью под общим названием «Бог с тобой». Мы публикуем рассказы представителей различных религий об их жизни, их отношении к вере, их взглядах. Наши герои живут и работают в Южно-Сахалинске.

Баптист

История из первых уст — сахалинский баптист Николай Никонов о том, что происходит после покаяния, почему важно помнить о смерти и зачем смотреть фильмы Балабанова.

Начало

Я христианин с 20-летним стажем, если так можно выразиться. Впервые узнал о церкви в 14 лет от друга, который ходил в баптистский приход. А до этого я «бредил» космосом, какими-то межпланетарными цивилизациями, чем-то загадочным, несколько иллюзорным. На смену всему этому пришла вера.

Религия добавляет людям горя

Есть две вещи — живая вера и религия. Вот чистая религия во всех обличиях только добавляет человеку горечи, обиды и понимание того, что он не совершенный и что-то делает не так. Но Христос в первую очередь говорил о благодати: «Прими мой разум и следуй за мной. Я прощу всё, что ты делал не так».

Баптисты пошли по духу своему от Мартина Лютера, который сказал: «Нет монополии на церковь». Все могут верить, как первые христиане. Не обязательно следовать приданию отцов, чтить какие-то формы. Здесь важна личная вера и те постулаты, которые привнёс Христос: общность верующих, братство, но не строгое подчинение одних другим. А формы могут быть разными.

Человек может стать гармоничным ещё при жизни. И вера — один из инструментов достижения этой гармонии. Конечно, я не знаю чётко, что меня ждёт завтра. Какие-то обстоятельства я не в силах преодолеть, изменить. Но при всём при этом — у меня есть уверенность в будущем. Моя жизнь будет цельной, если я буду следовать тем принципам, которые принял.

Баптисты и протестанты похожи — у нас очень мало формализма и очень много общения. А если говорить о доктринальном различии, то с католиками и православными у нас их не так много, как допустим у тех же мормонов и свидетелей Иеговы.

О современных мифах

Мифы, конечно, мифам рознь, но про баптистов они особенно забавные. Однажды в училище преподавательница химии вызвала меня на разговор: «Ты знаешь, есть такая секта — „хлысты“ называется. Они себя… хлыщут!» Я очень спокойно посмотрел на неё и ответил: «Мы таким не занимаемся». Она была хорошим преподавателем, но тоже подвержена стереотипам. Но этот — про оргии, когда гасят свет и друг друга ловят, я несколько раз слышал. Если говорить о предрассудках, слухах и суевериях, которыми окутана протестантская церковь — то они все крутятся вокруг замученных младенцев, зомбированных подростков и отобранных квартир. Так вот, повторяю фразу через десятилетие: мы таким не занимаемся. В конце концов — баптисты, это вам не злодеи из фильмов. А простые люди. Такие же, как вы. Ну, может быть чуточку добрее. Отчасти потому, что ходим в церковь.

О мире

Мы смотрим на мир и видим несправедливость. Но это сделал не Бог, а люди, которые пошли по своему пути. Человек перестал слушать создателя этого мира. И это проходит через все христианские религии. Церковь и Христос нужны как раз для того, чтобы примирить человека с богом. Ну и конечно для понимания, для чего вообще всё? Для чего этот мир? Почему одни делают так, а другие сяк? Как к этому всему относится, и найти гармонию?

Жизнь наша - море. Бушующая стихия, в которой тяжело выжить. И естественно, со стихией легче бороться сидя на корабле, а не в спасательном круге. Это простая логика. Когда есть общность людей, которые думают также, думают в одном направлении — им гораздо проще и легче жить. И это придумали ни баптисты, православные или католики, а сам Христос. Вот поэтому я и с ним.

О покаянии

Я покаялся в 15 лет. Покаяние — это своеобразный поворот от грешной жизни. Ты признаешь свою греховность, свои ошибки. Называешь Христа Богом и понимаешь, что Он умер за твои грехи. Вера даёт спасение и открывает путь в Царство Небесное. Покаяние действительно меняет тебя. Происходит колоссальная метаморфоза сознания. По сути, ты становишься новой личностью. И уже по-другому смотришь на мир, и вокруг тебя всё происходит уже по-другому. Если переводить в бытовую плоскость — просто понимаешь, что хулиганить и ругаться матом тебе уже не интересно и неприятно. Вот такое простое волшебство.

Путь к вере

Может это кого-то огорчит, но ты не становишься верующим, переступив порог церкви. Это путь зачастую витиеватый и у каждого он, безусловно, свой. Некоторые начинают задумываться о боге, посмотрев «Матрицу». Некоторые — прочитав «Мастера и Маргариту». И это всё шаги на пути к вере. Мень (прим. —  один из видных православных священников, пытавшихся реформировать РПЦ) сказал, все дороги ведут к богу. И он, по-моему, прав. Неважно, через какую религию ты начинаешь, через какого бога — все равно придешь к одному «живому», истинному богу.

Последние работы Балабанова, начиная с «груза 200» они же про веру. Там всё четко и понятно: когда человеку плохо, он приходит к богу. Идея чрезвычайно проста. Человек приходит к богу и обретает бога, когда ему плохо. Никаких скрытых подтекстов, никаких скрытых смыслов нет. А в его последней картине «Я тоже хочу» — духовный поиск так просто на поверхности! Образы героев взяты из Библии. Да и история пытается отразить ее смысл. Супруга Балабанова тоже так сказала. Почему он так делал? Он сам до конца не осознавал. Но я думаю, это проведение божие, не иначе. Бог может использовать разных людей.

Получить покаяние и рождение свыше — это одно. Стать христианином — последователем за Христом — совсем другое. Это все равно, что стать летчиком. Но, чтобы им стать недостаточно отучиться в школе. Нужно закончить её, потом институт, практиковаться и практиковать. Чем больше летаешь, тем ты профессиональнее, тем глубже входишь в «тему». Это в любом деле так. В том числе и в вере в бога.

О смерти и любви

Опираться на знание своей конечности в земном контексте — очень важно. Также важно, как и помнить о том, что жизнь земными рамками не ограничивается. Она продолжается и после смерти. Вот это сочетание жизни и смерти, осознание конца, который приведёт к началу вечной жизни — стабилизирует и возвращает в настоящий момент. Ты просто становишься спокойнее и счастливее. Здесь и сейчас.

Вот случилось у человека горе. Что ты можешь сделать? Пойти веселиться с друзьями, ведь что с этим несчастным тусить? Ничего позитивного он не даст. А можешь остаться и разделить с ним горе. Помочь ему и словом и делом. Причем не всегда это будут люди, которые тебе приятны. Но если ты с Богом, ты начинаешь любить ближнего. Любого. Это не значит, что я каждый день так поступаю — бросаю все свои дела и всем помогаю. Но я к этому стремлюсь. Потому что это действительно выстраивает мою жизнь, и самое главное — с самим собой.

Монолог записала Дарья Агиенко

Ещё из проекта «Бог с тобой»: Мормон, Католик, Мусульманка, Старообрядец, Православная, Бахаи.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2966

Автор: Дарья Агиенко

"ИА citysakh.ru"