"Нет сдачи" - два слова, нарушающие наши права

— Смотри купюру меньше.

— Нету.

— У меня сдачи дать нечем.

— И что делать?

— Возьмите еще что-нибудь или идите в другой магазин.

Знакомая ситуация? Как часто продавец магазина отказывался продавать вам товар, потому что нет сдачи? Как часто водитель такси просил вас сбегать в магазин, разменять крупную купюру? Но многие из нас даже не задумываются о том, что это не законно.

В письме Роскомторга «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» говорится: «Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги». Чёрным по белому — «запрещается». Выходит, что, отказывая покупателю в предоставлении товара или услуги, из-за отсутствия мелких денег, продавец нарушает закон. Но почему они всё время это делают? Вот что говорят сами продавцы:

Наталья: «Я работаю кассиром в магазине, у нас очень много мелкого товара, по небольшой цене. Мелкие деньги есть и в большом количестве, но когда, например, из двадцати человек пятнадцать идет с тысячными купюрами, тут уже никакого размена не хватит. Уже и размен несколько раз увеличивали, все равно не хватает».

Ольга: «Я продавец в магазине одежды. У нас, несомненно, есть проблема со сдачей, особенно с утра. Приходится искать, где можно разменять крупные деньги, этим, естественно занимаюсь я сама. А все это из-за того, что покупатели приходят с купюрами крупного номинала, в основном по 5 тысяч».

Татьяна: «Вам лишь бы порассуждать о том, как не правы продавцы. А вы только задумайтесь, сколько в день через нас народу проходит и большая часть с крупными купюрами. Да никакого размена не хватит».

Таким образом, проблема сдачи, как правило, перекладывается на покупателя. И многие из нас к этому привыкли. Ну, кому не доводилось заранее искать деньги помельче пятитысячной купюры прежде, чем вызвать такси или отправиться в продуктовый киоск? Эту особенность российской мелкорозничной торговли часто отмечают иностранцы. И удивляются. В других развитых странах такой проблемы нет. Так может быть в отсутствии сдачи виноваты не продавцы? Может быть в нашей стране в принципе выпускается не достаточно мелких денег?

Вот как комментирует данную ситуацию Владимир Селиванов, управляющий ВТБ24 на Сахалине: «Действительно существует такая проблема. Но, причина, на наш взгляд, не в недостаточном объеме печатания монет. Недостаток разменных денег в большей степени связан с тем, что возврат монет в Банк России осуществляется в недостаточном количестве. Ведь на одни монеты „не разгуляешься“, а носить их с собой покупателю чрезвычайно неудобно. Вот и лежат они себе в копилке у каждого из нас дома. А ведь все больше людей, активно пользующихся банковскими картами, перестают воспринимать не только монеты, но и наличные как средство платежа».

То есть проблема действительно существует. Но почему она распространяется только на мелкие магазины и компании? Ведь, скажем, в крупном супермаркете у кассира всегда находится сдача. Может быть у владельцев киосков с пирожками нет того доступа к мелким деньгам, который предоставляется китам розничного бизнеса? Может ли простой человек прийти в банк и разменять крупную купюру мелочью?

Владимир Селиванов ответил на этот вопрос так: «Каждый банк ежедневно планирует количество монет, необходимых для обслуживания своих клиентов, заблаговременно заказывает необходимые суммы в Банке России. Заказ или размен монет в банке — стандартна комиссионная услуга. Если говорить о ВТБ24, то наши клиенты не испытывают проблем с обеспечением разменной монетой. Лично я рассчитываюсь в 99% случаев именно картой и, поэтому, проблемы, связанные с отсутствием разменной монеты, испытываю крайне редко. Кстати, сегодня и во многих такси также можно расплатиться банковской картой. Вспомните, еще год назад такой возможности не было. Карты — это удобное и безопасное средство платежа. И, чем больше мы с вами будем ими пользоваться, тем больше на Сахалине будет появляться POS-терминалов».

Банкирам, может быть и удобнее с картой. Если обедать не котлетой с макаронами в пластиковом контейнере, купленном в потёртом ларьке. Но основная масса сахалинского населения ещё не скоро сможет полностью перейти на безналичный расчёт. Интересно другое — прийти в банк и разменять крупные деньги на мелкие, оказывается, может любой человек. И продавец, и владелец магазина. Последние не только могут, но и должны.

Согласно письму № 104 Министерства финансов РФ, магазины должны беспрепятственно принимать всю валюту Российской Федерации. Администрация торговой точки обязана обеспечить кассира (продавца) разменной монетой и купюрами в том количестве, которое необходимо для ведения расчетов с покупателями. Но до администрации данная проблема доходит только тогда, когда какой-нибудь гражданин, огорченный тем, что ему отказали в покупке, напишет жалобу. «Пока гром не грянет, мужик не перекреститься».

В итоге мы получаем — продавцов, обвиняющих покупателей в том, что они приходят в магазин с крупными купюрами. Покупателей, не знающих своих прав. И администрацию магазина, слыхом не слыхавшую о таком понятии, как культура обслуживания.

Возможно, мы с вами сможем изменить эту ситуацию, если не будем лениться объяснять продавцам суть законов, писать жалобы в адрес администрации магазинов, писать жалобы в Роскомторг. Мы тоже не должны тратить на это своё время, но что же делать? Вальяжные таксисты говорят «у меня нет сдачи» и ждут, что их проблему решит клиент, только потому, что мы с вами им это позволяем. Пора перестать чувствовать свою вину, расплачиваясь пятитысячной купюрой при покупке жвачки в ларьке в шесть часов утра. Деньги — это деньги. Закон — это закон. И если кто-то берётся за собственный бизнес, пусть делает работу как следует, не перекладывая свои проблемы на других людей.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 7439

Автор: Полина Саранчина

"ИА citysakh.ru"