Стремительный взлёт. Трое начинающих сахалинских режиссёров приглашены на высшие курсы в Москву

Вот и закончился фестиваль «Край света». Подведены итоги. Но одним из главных событий является то, что троих сахалинцев пригласили на высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москву. Стоимость обучения составляет 308 тысяч рублей, эти растраты взяло на себя правительство Сахалинской области.

В рамках кинофестиваля «Край света» проходила мастерская сверхкоротких фильмов. Участники сами писали сценарии и снимали свое кино на предложенную организаторами тему «Европеец-Азиат». А помогали им в этом представители студии художников кино ARTDEPARTMENT. KZ — братья Эльдар и Диас Шибановы и Юлия Левицкая.

Работы участников мастерской были показаны зрителям в заключительные дни фестиваля. По итогам этих дней двое участников мастер-класса были приглашены на бесплатное обучение. Этими счастливчиками стали Сергей Шумин и Алена Цветкова.

Так же на обучение был приглашен человек, не принимавший участие в мастер-классе, а, как он сам от скромности заявил, «оказавшийся в нужное время в нужном месте», но Алла Сурикова посчитала его очень талантливым. Этот сахалинец, который отправится в Москву на обучение — Сергей Штангель.

Вот что рассказали будущие ученики высших курсов сценаристов и режиссеров:

Сергей Шумин, актер театра им. А. П. Чехова.

— Сергей, расскажите о мастер-классе «Европеец-Азиат». Что вас подвигло принять в нем участие?

— Не могу сказать, что я прям, участвовал в мастер-классе, я был там всего 2 раза. В первый день пробыл там примерно час, познакомился с ребятами, потом я уже принес им готовый фильм. Дело в том, что в театре, где я работаю в это время проходила летняя школа. Приезжали педагоги с ГИТИСа, Щукинского училища и не было времени. У нас проходили собственные мастер-классы. К своему сожалению я пропустил все занятия по операторской работе и режиссуре.

Ребята, которые принимали участие в мастер-классе, очень сдружились. Если в будущем будут какие-нибудь проекты, мы уже имеем связь друг с другом. Так же было бы неплохо создать базу людей, которые хотят сниматься в кино, которые хотят поучаствовать в процессе съемки кино.

Когда был объявлен кастинг, пришло много людей, которые хотят сниматься в кино. Именно на этом кастинге я подобрал себе актера. Когда я пришел, у них была уже база Сахалинских ребят, которые хотят сниматься. Мне нужен был парень азиатской внешности. Когда я увидел Александра Сина, я сказал: «Все, это парень мне нужен». Буквально за вечер я снял кино. В 8 вечера я начал снимать и в 3 часа ночи закончил монтировать.

— В чем идея вашего фильма?

— Тема была общая «Европеец — Азиат», но мне захотелось ее расширить. Я сделал фильм-арифметику у меня Европеец минус Азиат. К сожалению, всего задуманного снять не удалось, было очень мало времени. У меня в фильме все очень просто: даны европеец и азиат. Далее идет вычитание европеец — азиат, то есть мы забираем у европейцев все азиатское, он остается ни с чем. Все что мы сейчас носим, чем пользуемся, все произведено в Азии, за редким исключением.

Азиат — европеец, здесь я немного утрировал. Если вспомнить историю, то Япония была очень консервативной, замкнутой страной, пока туда не пришли Европейцы. Возможен вариант, что они бы до сих пор остались в средневековье, если бы не европейцы.

Европеец + азиат — в фильме у меня это влюбленная пара. Я хотел снять их, чтобы у них на руках был ребенок, это было бы ярче, но ребенка я не успел найти. Эту тему можно было показать и по другому, например — наш завод СПГ.

Мне понравились абсолютно все фильмы, над некоторыми я бы конечно поработал и снял их по-другому. Но некоторые из них — потрясающие. Их можно отправлять еще на какие-нибудь фестивали, ребята хорошо постарались.

— Вы снимали сверкороткое кино, это сложно?

— Чем короче ролик, тем сложнее. Можно снять фильм на 10 минут на определенную тему, но чтобы их сжать до одной это что-то невероятное. Ты просто выдираешь с корнем лишние кадры, хотя тебе кажется, что они нужны. Ты думаешь: «Я же все это снимал!». Очень сложно уложиться ровно в минуту, из которой 10 секунд уходят на титры.

— Алла Сурикова пригласила вас на режиссерские курсы в Москву? Что вы думаете по поводу этого приглашения?

— Я нахожусь в подвешенном состоянии, поскольку Сурикова поговорила с губернатором, он поговорил с министром культуры, они что-то там решили, а что именно — не понятно. Мой работодатель тоже не знает что к чему, соответственно будущее пока не определено. Я знаю, что будет тяжело, потому что общежитие там тоже не бесплатное и, приехав в Москву, сразу нужно будет заплатить за него на 3 месяца вперед- 20 тысяч. Соответственно платить каждые 3 месяца, а времени на работу не будет, поскольку учеба очень напряженная. Буду пытаться подрабатывать, у меня много навыков.

— На ваш взгляд, что вам дадут эти курсы?

— Курсы — это толчок к собственному развитию. Для меня это что-то огромное и пугающее. Это не то что новый шаг, а прыжок. И куда он… либо ты упадешь в бездну, либо ты взлетишь — это еще неизвестно. Абсолютно точно образу новые связи и знакомства. За 9 дней кинофестиваля я уже познакомился с такими людьми. Поехать на эти курсы — уникальный шанс. Когда у меня спрашивали о том, долго ли я думал, перед тем как согласится поехать, я отвечаю, что вообще не думал. Ехать нужно, как бы ни было там тяжело. Такие шансы нельзя упускать.

Алена Цветкова, монтажер.

— Алена, почему вы решили принять участие в мастер-классах? И как они проходили?

— Да просто так. Меня привлекли мастер-классы, особенно такие, как монтаж и режиссура, поскольку я работаю монтажером. К людям из Москвы грех не сходить. Первым мастер- классом был «Азиат-Европеец», думала — схожу один раз, если будет скучно, больше не пойду. О чем говорила Сурикова в первый день, я вообще не слушала. Слышала про какие-то курсы, но не предала этому никакого значения.

Когда преподаватели мастер-класса оператор Диас Шибанов, художник-постановщик Юлия Левицкая и режиссер Эльдар Шибанов сказали написать сценарий, я подумала — «Ой, ну что-то совсем не интересно, нудно». На заданные темы я вообще не могу работать, а «Азиат-Европеец» был для меня вообще как шаманское заклинание. Что это значит вообще? Только когда нам стали приводить примеры, я поняла.

На следующий день мы пришли уже с идеями, в тот день у меня не было никаких мыслей, кроме того, как люди на Сахалине жарят чимчу с картошкой. Но на открытии фестиваля моя коллега, которую тоже зовут Алена, подсказала мне идею про религию. Я знала, что это будет сложно в плане производства. Но подумала, что это лучше чем чимча с картошкой.

На следующий день у нас был мозговой штурм — обработка идей. Нужно было написать сценарий. Режиссерский сценарий это вообще очень сложно, расписывается все до секунды, чтобы, когда оператор прочитал это, стало бы все понятно.

После утверждения сценариев начались кастинги. Наталье Карповой, например, нужен был азиат, и она не могла найти подходящего человека на кастинге. Она вышла на улицу и поймала какого-то дядьку. К счастью он согласился.

Юля Левицкая выступала в качестве руководителя процесса, Эльдар Шибанов помогал режиссеру, Диас Шибанов был самым молчаливым, он только снимал. Так как я могу сама снимать и монтировать, мне пришлось делать все самой. Только нужно уложиться за два дня.

Начались съемки. Мы устроили у меня дома декорации, разнесли почти все помещение, нашли все светильники, чтобы подсвечивать. Вторая часть была в больничном коридоре.

Когда мы снимали вагон к нам пришел Кристофер Дойл. Мы ему рассказали и показали то, что мы делаем. Его слово было решающим при съемке, он сказал, что не нужно делать никаких раскадровок, общего плана вполне достаточно. Мастер-класс Криса у нас был еще до его официального начала.

— Вы рады, что вас пригласили на курсы в Москву?

Мне до сих пор не понятно — почему меня позвали на обучение. Алла Сурикова особо отметила момент, что обучение платное и за меня платят. Это все конечно круто, но проблема в том, что предстоит учиться очно. А стипендию там не платят. Съездить, конечно, хочется.

Общежитие ВГИКовское вроде бы есть. Но учеба начинается в ноябре, я боюсь, что к тому моменту все общежитие заполнится. Я обзвонила всех друзей, которые в Москве, они нашли мне кое-что на первое время. Дали кучу советов, ссылки по работе. Но на первое время все равно нужны деньги, причем не 10 тысяч и где-то их нужно найти.

Это серьезный фактор. А с другой стороны мне говорят «За тебя платят почти полмиллиона, ты уж найди немного денег!». Слова справедливые, ведь не часто выпадает такой шанс.

Сергей Штангель, оператор, монтажер.

— Сергей, вы не участвовали в мастер-классе, как вы попали на кинофестиваль?

— Забавно, но во всей этой истории замешан Ситисах! Сначала я со своей девушкой снимал репортажи для портала, после чего нас пригласили работать в частную телевизионную компанию. Собственно, уже полтора года мы трудимся на благо сахалинского телевидения, набираемся опыта, и второй раз подряд участвуем в создании «Дневника Кинофестиваля Край Света».

Этой зимой решили снять нестандартный репортаж для ситисаха на злободневную для сахалинцев тему — поднятие цен на топливо. Сняли. Появилась идея подать репортаж на университетский кинофестиваль, как документальный фильм. Подали. Получили приз за лучший документальный фильм, уместившийся в пакетике с символикой СахГУ, разделили его на троих.

Но через полгода объявился главный приз — звонок от Аллы Суриковой с предложением поступить на режиссерские курсы. Алла Ильинична посетила молодежный форум, где её ознакомили с лучшими студенческими работами за последний год, среди которых числился «Бензиновый митинг».

— Что вы думаете по поводу приглашения на курсы? Собираетесь ли ехать?

 — На Сахалине существуют всего лишь 2 любительских кинофестиваля: областной — «Сахалинский Экран» и локальный — «Кинофестиваль СахГУ». Число и качество работ участников достаточно скромное. Награды и похвалу получают не за художественную ценность, а скорее за то, кто больше заморочился.

А когда дело дошло до показа работ Алле Суриковой, то, естественно, по горячим следам были продемонстрированы призеры. Выходит, что мы с «митингом» чуть больше потрудились над созданием, вот и получили главный приз.

Значит, для желающих творить, мотиватор — прикладывать усилия! И качество работ будет расти и, уже традиционный стимул появился.

Учиться? Конечно, собираюсь! Уже подготовил список литературы для ознакомления с киноискусством и активировал банковскую карту для накопления средств.

— Учеба оплачивается, но жизнь там нет. Думал ли вы- на что будете существовать и где жить в Москве?

— Студентам ВКСР предоставляется место в общежитии ВГИКа за свой счет. Моя и понимающая и огорченная разлукой вторая половинка, успела разузнать, что месячная стоимость проживания в «кинообители» составляет 5 тысяч рублей. Планов на счет трудоустройства пока нет. В первую очередь, я еду туда учиться.

— Как думаете, что даст вам это обучение?

 — Можно всерьез назвать предстоящую учебу воплощением мечты! Но, я никогда не задумывался, а что будет после того, как моя мечта осуществится. Наверное, я, как минимум, стану счастливее, а, как максимум, продолжу творить и постараюсь делать это профессионально.

— Там серьезный уровень обучения, справитесь?

— В прошлом году, снимая открытие международного кинофестиваля «Сахалинский Экран» (теперь уже «Край Света»), я и объектив моей камеры стали первыми свидетелями приглашения Александра Ли на высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москву. Буквально несколько месяцев назад я монтировал сюжет о том, как этот счастливый парень учится в столице, и лишь в очередной раз ему позавидовал! А уже сегодня у меня на столе лежит заявление на имя А. И.Суриковой и В. П.Фокина на поступление на ВКСР.

Наблюдая за историей простого сахалинца, убедился, мечты сбываются. И у меня не возникает никаких сомнений, справлюсь я или нет. Конечно, справлюсь! Если появился такой уникальный «сценарий», необходимо качественно его «срежиссировать».

Все новости раздела | Уникальных читателей: 3297

Автор: Полина Саранчина

"ИА citysakh.ru"