Кризис сделает туристов умнее и самостоятельнее

По итогам январских праздников совокупное снижение спроса на туристские услуги составило порядка 30%. Такие данные привел на проходившей 26 января 2009 года интернет-пресс-конференции РБК глава Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. Сильнее других пострадал сегмент зимнего пляжного отдыха (Египет и Таиланд), где спад достиг 40%, а также экзотические и дальние (островные) направления. В горнолыжных турах снижение пока не столь существенно — 10−15% от общего количества проданных путевок. При этом спрос сместился в сторону относительно недорогих европейских туров, перевозки в которых осуществлялись либо автобусами, либо железнодорожными чартерами.

В 2009 году российский туристический рынок будет находиться под влиянием двух разнонаправленных факторов. С одной стороны, будет продолжать снижаться стоимость размещения в отелях, уже и без того упавшая из-за уменьшения спроса на гостиничные услуги. С другой, продолжающееся ослабление рубля и снижение уровня доходов населения будет делать путешествия все более накладным занятием. По словам главы РСТ, в настоящее время в Праге скидки на гостиницы колеблются в районе 20%, в Риме — 16%, в Париже — 13%, в Лондоне — до 30%. При этом стоит отметить, что с начала «плавной девальвации» рубля он упал почти на 50%, что, конечно же, не может быть компенсировано скидками хотельеров. Стоимость авиаперевозок, также снизившаяся у некоторых западных компаний примерно на четверть, в рублевом выражении все равно выросла. Российские авиаперевозчики пока только задумались о некотором снижении цен, а у некоторых стоимость билетов даже выросла по той причине, что взаиморасчеты между авиакомпаниями ведутся в европейской валюте.

Одновременно туркомпании стали более осторожны с ценообразованием. Времена демпинга в целях завоевания большей доли рынка прошли. Компании уже не договариваются с авиапервозчиками о гигантском количестве чартерных рейсов, а стараются как можно точнее предугадать необходимое количество перевозки. При этом, к большому сожалению любителей «горящих туров», количество спецпредложений практически сведется к нулю.

В свете растущей курсовой разницы более предпочтительными могут оказаться внутрироссийские направления, и, по мнению Сергея Шпилько, в этом будет положительное влияние мирового финансового кризиса, который заставит людей познакомиться с окрестностями своих городов и заглянуть чуть дальше собственной дачи: «Мы не знаем своей страны. Но сейчас идет обратный процесс, раньше страну забывали, а сейчас начинают понимать, что у нас на территории России есть город, которому больше 5 тыс. лет — я говорю о Дербенте. У нас есть Шантары, Курилы; у нас есть остров Врангеля, где живут северные овцебыки. Про тигров все знают, а про уссурийского леопарда? Страна постепенно начинает открываться, Казань стала популярным направлением». Впрочем, отправиться на те же Курилы для большинства сограждан будет, увы, проблематично, в первую очередь из-за стоимости авиабилетов.

В условиях кризиса авиаперевозчикам, чтобы компенсировать падение спроса на свои услуги, может стать более выгодно «продаваться» туркомпаниям, которые, по крайней мере, могут гарантировать оплату заказанного борта вместо того, чтобы на свой страх и риск продавать билеты на регулярные рейсы. При этом есть надежда, что перевозчики наконец-то начнут уделять внимание качеству обслуживания чартеров. «Не секрет, что по отношению к так называемому центральному расписанию чартеры находятся на второй позиции. Их чаще задерживают, могут быть хуже самолеты. Перспективы чартерного рынка будут напрямую зависеть от того, как сами авиакомпании будут к нему относиться» — говорит пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

C другой стороны, кризис более четко обозначил и иную тенденцию туристического рынка: отказ от услуг туркомпаний и самостоятельное планирование путешествий. Это утверждение косвенно подтверждает тот факт, что сейчас увеличились продажи билетов независимо от турфирм. По мнению Ирины Тюриной, это может свидетельствовать о том, что народ в целях экономии пытается организовать себе поездки независимо от турфирм. И действительно, единожды разобравшись с процессом покупки билетов через интернет, бронирования отеля и получения визы, человек в дальнейшем способен делать это самостоятельно не только для себя, но и объяснять, как это сделать, своим друзьям и знакомым. Недаром активность на форумах самостоятельных путешественников в период кризиса ничуть не снизилась, а скорее наоборот, их посещаемость возросла.

Учитывая, что турфирмы, особенно небольшие, в целях снижения издержек практически отказались от рекламы, большую роль в привлечении клиентов, по мнению главы РСТ, станет играть «сарафанное радио». Таким образом, в выигрыше окажутся те компании, которые изначально делали ставку на собственную репутацию и старались обслужить клиента так, чтобы он не только сам вернулся к ним, но и порекомендовал их своим знакомым. И, возможно, в этой ситуации произойдет естественный отсев недобросовестных компаний, которые, завлекая клиентов низкими ценами, были не в состоянии обеспечить качественный сервис. Что, безусловно, будет являться положительным итогом финансового кризиса.

Источник: Turist.rbc.ru

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1611