Об уровене дурновкусия на российском ТВ

Из всех новогодних впечатлений больше всего запомнилось и поразило, пожалуй, вот это: минут за 5−7 до боя курантов (и соответственно до старта российско-украинской газовой войны, о вероятности которой нас, по крайней мере, предупреждали) «Первый канал» без объявления войны напал на братскую, хотя, конечно, и вечно с ним конкурирующую «державу» — «Россию».

Александр Цекало, один из ведущих праздничной программы «Проводы старого года», вдруг предложил посмотреть, что сейчас идет на других каналах, и перед изумленным взором зрителей предстала звездная пара — Алла Пугачева и Максим Галкин «за столиком в любимой кафешке». Спустя несколько секунд стало понятно, что это не сами знаменитые артисты, а пародисты, до такой степени на них похожие, что прям страшно. Они и исполнили голосами, максимально приближенными к голосам «оригиналов», жесточайшую пародию на мотив песенки «За столиком любимой кафешки», где были такие слова: «Ты ловко поменял канал/ Потому что любишь нал/ И меня ты тоже любишь/ Ты вел какую-то байду/ А теперь стоишь на льду/ Солидный как пингвин/ Но за столиком любимой кафешки/ Мы сидим теперь с самим Петросяном! Он за сто рублей и новые чешки! Чуть не отдался нам/ Тут вообще вокруг приличные люди! Повезло, что нас сюда пригласили/ С Петросяном точно скучно не будет/ Зашибись, Россия!» (последняя фраза — это, в свою очередь, пародия на рекламный слоган канала «Россия»).

В первый день Нового года стало ясно, что это не досадная случайность. В программе «Большая разница» такому же поношению подвергся и другой герой канала «Россия» Николай Басков с его «Субботним вечером». Николай Басков — персона более чем выгодная для пародий, и большинство пародистов не отказывают себе в удовольствии изобразить «золотой голос России», выводящий песню про шарманку. Но эта пародия опять-таки оказалась презлой. Максим Галкин, как известно, в начале сезона изменил «Первому каналу» с «Россией», Алла Пугачева из солидарности с ним тоже отвернулась от канала, где совсем недавно вела вместе с Галкиным «Две звезды», ну, а Басков просто попал под раздачу как одно из лиц ненавистного канала-конкурента.

Галкину, надо сказать, прежний канал-«кормилец» изрядно подгадил еще 30 декабря, выпустив в эфир его прошлогоднюю новогоднюю программу и тем самым удовлетворив зрительский спрос на галкинский юмор за сутки до того, как в эфир «России» вышел свежеиспеченный «Новогодний парад звезд с Максимом Галкиным и Николаем Басковым». Под него «Первый канал» поставил «Проводы старого года» с модной четверкой ведущих из «Прожекторперисхилтона» и блистательной группой артистов-пародистов из «Большой разницы». Не скажу, что зрители, пропустившие из-за этого бенефис Галкина с Басковым на канале «Россия», что-то потеряли: авторы, написавшие слова жестокой пародийной песни, увы, оказались провидцами, и влияние Петросяна (а точнее, всего этого юмористического направления) на Максима Галкина и его компанию проявилось в «Новогоднем параде» во всей полноте и красе. Уровень пошлости и дурновкусия порой зашкаливал. Но, с другой стороны — мало ли пошлости демонстрируют другие исполнители и другие каналы? Однако ж никого так зло и так прицельно не били. И не за пошлость, замечу, а за отступничество, за измену «родине», за то, что посмел посягнуть на святое — на «Первый канал», НАШЕ ВСЕ!

Канал «Россия», следует отдать ему должное, пока ответного удара не нанес. Может, собирается с силами. В сущности война между каналами — это, пожалуй, единственное, что может как-то оживить безрадостную телевизионную картину и «картинку». Давно уже она не была столь беспросветно тосклива, как в минувшие новогодние праздники, показавшиеся вечностью («Проводы старого года» и «Большая разница» — это, согласитесь, капля в море).

Словно извиняясь за себя, сегодняшнее, телевидение после Нового года вдруг начало взахлеб вспоминать свои прежние заслуги. Канал «Россия» в документальном фильме «Как зажигали „Голубой огонек“. Секреты новогоднего эфира» обратился к истории одной из самых популярных программ советского ТВ, ставшей на долгие годы его символом. Старые дикторы, режиссеры, операторы, певцы, композиторы, артисты вспоминали главное, что отличало старые «огоньки» и привлекало зрителей: естественность, непринужденность, сиюминутность. «Огоньки» собирали не только звезд эстрады и знаменитых артистов, но и самых разных ярких людей, с которыми считали нужным познакомить общество. Кадры хроники запечатлели Юрия Гагарина и космонавтов, заслуженных деятелей науки, писателей, поэтов. Как сказала телеведущая Тутта Ларсен, вспоминая свои детские впечатления от «огоньков», «у тебя в кадре не прыгали черти и не валил дым из всех отверстий, а красивые люди разговаривали с тобой нормальным языком. Так у зрителей возникало ощущение одной семьи». Когда встык к архивным кадрам показали кадры нынешнего «Голубого огонька», где все те же Галкин, Басков и Дима Билан пытались «под фанеру» изобразить непринужденность и естественность, стало особенно очевидно, что к наивному прошлому возврата нет, как бы ни старались современные «огоньки» создавать атмосферу праздника. Они, впрочем, не очень и стараются.

Документальный сериал «Обыкновенное чудо» на канале ТВ Центр рассказал историю отечественного ТВ с момента его массового распространения до конца 90-х годов. Одно лишь перечисление программ и фильмов, созданных почти за полвека существования того ТВ, дает представление, как динамично и интересно оно развивалось. Да, признают авторы, здесь, конечно, царили цензура и прямой идеологический диктат, но всегда было место и творчеству, и таланту, и бескорыстному служению своему любимому делу. «Это была эпоха, за которую телевидению никогда не будет стыдно».

А петербургский 5 канал устроил долгими новогодними вечерами настоящий пир духа. Под рубрикой «Так это было» здесь вечер за вечером шли «Музыкальные ринги», фрагменты из «Пятого колеса», лучшие выпуски «Телекурьеров» конца 80-х — начала 90-х годов прошлого уже века. Поражает не только то, что многие из этих программ и сегодня кажутся вполне современными в техническом отношении — ну, подумаешь, микрофон теперь научились прятать, ну, богаче стало ТВ.

Поражает то, что у этих программ был в то время колоссальный рейтинг. Они даже распространялись на видеокассетах, и те зрители, у которых не было возможности принимать 5 питерский канал у себя дома, смотрели его в видеозаписи. Поражают также лица и речи участников программы «Музыкальный ринг», которая, между прочим, транслировалась в прямом эфире, однако ж, кажется, никакого экстремизма ни в одном из выпусков не было. А был содержательный, умный, толковый разговор о музыке, рок-культуре, поэзии, в котором на равных участвовали и кумиры публики, и сама публика.

Куда они все подевались? Те люди, которые участвовали в «Музыкальных рингах»? Те люди, что часами смотрели «Пятое колесо», снятое в доме Беллы Ахмадулиной, читающей стихи, в кабинете Ролана Быкова, размышляющего об этике в детском и юношеском кино, на выставке Михаила Шемякина, впервые после долгих лет эмиграции приехавшего в Россию?

Да никуда они не подевались. В большинстве своем живы, клянут нынешнее ТВ, но смотрят за неимением иного. Именно это телесмотрение с руганью и проклятиями в адрес постылого «ящика» телебоссы и называют гордым словом «рейтинг», ради которого они готовы на все. Даже на бессмысленную и беспощадную войну с конкурентами. В общем, «зашибись, Россия!»

Ирина Петровская

Источник: Newsland

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1578