Ответственность для "лже-террористов" будет ужесточена

При принятии решений, касающихся обеспечения транспортной безопасности, нужно искать баланс между интересами государства, бизнеса и пассажиров. К такому выводу пришли участники «круглого стола» «Транспортная безопасность: разграничение ответственности», прошедшего в пресс-центре РИА «Новости».

Сейчас разграничение ответственности в этой сфере регулируется двумя ключевыми документами — законом «О транспортной безопасности» и Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте.

«Результаты по противодействию актам незаконного вмешательства достаточно успешны. В частности за прошлый год на объектах транспортной инфраструктуры были обнаружены и взрывчатые вещества, и огнестрельное оружие. Да, это не выглядит, как предотвращение теракта. Но ведь сейчас можно только угадывать, где и как были бы применены эти взрывчатые вещества и огнестрельное оружие Это говорит о том, что Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте дает свои плоды, и о том, что еще есть над чем работать», — рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Старовойтов.

При этом Старовойтов, ссылаясь на опыт работы Экспертного совета при думском комитете по транспорту, подчеркнул: многие хозяйствующие субъекты считают завышенными существующие к ним требования по обеспечению транспортной безопасности. Проблема в том, что выполнение существующих требований требует серьезных расходов от собственника, что неизбежно сказывается на его экономическом положении. По мнению транспортников, это снижает их конкурентоспособность.

«Мы — не единственная страна, которая идет по пути усиления требований по защищенности объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», — подчеркнул в ходе «круглого стола» заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимир Черток. «Все отечественные нормативные документы, касающиеся транспортной безопасности, учитывают чрезвычайные происшествия, которые случались как в России, так и в мире», - напомнил он. И в этом смысле перекладывать всю ответственность за обеспечение безопасности на государство нельзя. С того момента, как любое транспортное предприятие продало пассажиру билет, оно обязано обеспечить его защищенность. Тем более что речь идет отнюдь не только о терактах — к серьезным для пассажирам последствиям может привести любое нарушение требований транспортной безопасности, будь то недостаточный контроль за персоналом или «дыры» в периметровом ограждении.

Советник президента Союза транспортников России Юрий Нагирняк сообщил, что считает вопросы транспортной безопасности крайне важными, но полагает, что борьбу с терроризмом государство должно взять на себя. «Сегодняшней политике транспортной безопасности не хватает системности и экономического взгляда на вещи», — подчеркнул Нагирняк. В ответ Александр Старовойтов сообщил, что готовится документ, согласно которому в случае, если государство признает какие-то меры транспортной безопасности невыполнимыми, будет решаться вопрос об их смягчении.

При этом, как отметили участники «круглого стола», диалог необходим именно на стадии подготовки законодательных актов. «Я против эмоциональных поспешных решений и крайностей в принятии таких решений, я за то чтобы были четкие правила игры для бизнеса и понимание кто за что отвечает. Сегодня сделано очень многое и надо продолжать движение в этом направлении, но требуется определенная коррекция. При этом отмечу, что бизнес-сообщество достаточно вяло реагирует на стадии подготовки законодательных и нормативных актов. А уже после их выхода появляется критика», — отметил главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь.

В ходе «круглого стола» был поднят и вопрос об ужесточении ответственности за «телефонный терроризм». По данным Владимира Чертока, суды стали подходить к этой теме более жестко и назначать реальные сроки лишения свободы за заведомо ложное сообщение о готовящемся теракте на объектах транспорта. Сейчас максимальный срок, который грозит «шутникам» — 2 года. В свою очередь, Александр Старовойтов сообщил, что считает необходимым ужесточить ответственность за такого рода преступления — соответствующий законопроект он намерен в ближайшее время внести в Государственную Думу.

Справка

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель — защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта, в том числе террористической направленности. На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей.

Об этом сообщает информационный центр Комплексной праграммы обеспечения безопасности населения на транспорте

Все новости раздела | Уникальных читателей: 386