Российское авто – рыночный импотент

Правительство РФ решило помочь российскому автопрому заградительными пошлинами на ввоз подержанных иномарок. С дефицитом отечественных авто на Дальнем Востоке будут бороться обнулением железнодорожного тарифа на перевозку машин. Жители региона приняли новость со сдержанным, а то и с хорошо скрываемым энтузиазмом. Некоторые так и вовсе в минувшие выходные вышли на акции протеста. Вмешался ОМОН. Протестовать против дальновидной мудрости, по меньшей мере, несправедливо…

Сегодня подержанная иномарка — главный конкурент российского авто. Более того, это конкурент, борьбу с которым наш автопром не может вести самостоятельно, без опоры на пошлины и господдержку. Ситуация удручающая. За годы благодатной стабильности наш автопром не родил ничего, способного вызвать у граждан РФ большее доверие, нежели пятилетняя «Тойота» или «Форд». Налицо признак неэффективности, беспомощности, замшелости и рыночной импотенции — и в период кризиса предприятия, демонстрирующие все эти замечательные качества, получают государственную поддержку.

Знаете, что для российского государства является главной ценностью, согласно второй статье Конституции РФ? Думаете, оно само? Нет. И не «Автоваз», а человек. Не конкретный человек, не человек с конкретными характеристиками (40 лет, женат, двое детей, работает на заводе), а человек вообще. Т. е. не только человек, который стоит у конвейера и производит новую «Ладу», но и человек, который приобретает автомобиль.

Так вот, когда для человека, покупающего автомобиль, основным критерием выбора является «поддержка отечественного производителя», то это свидетельствует о явной идеологической интоксикации мозга. Кстати, опасной, ведь при такой мотивации приобрести можно любой передвижной табурет, потенциальный гроб на колесах. К счастью, большинство наших сограждан при выборе между автомобилем, А (доморощенным, новым) и автомобилем B (заграничным, подержанным) руководствуется другими соображениями, причем не только ценой. Ведь человеку нужно всего ничего: чтобы машина реже ломалась, чтобы она пожирала меньше бензина, чтобы она была удобной и чтобы в ней можно было без риска для жизни возить себя любимого, жену, детей и тещу. Надежность, экологичность, комфорт и безопасность. Четыре параметра. По всем четырем автомобиль B превосходит автомобиль А. Таково мнение покупателей.

Государство оказывает поддержку автопрому, который модернизирует свою продукцию нехотя, не обнаруживая в этом смысла. Преимущества получает тот, кто проигрывает в конкурентной борьбе. Это как если бы один боксер 12 раундов мутузил другого, а победу признали бы не ему, а сопернику, «потому что он хороший». Ни к интересам потребителя, ни к ценностям свободного рынка это не имеет никакого отношения.

Пошлинами и «обнулениями» государство не поможет российскому автопрому. Все равно будет сокращаться производство, рабочая неделя, все равно люди будут оказываться на улице. При отсутствии реальных конкурентов наш автопром просто остановится в своем развитии, и без того малозаметном. Жители Дальнего Востока, к которым вот-вот потянутся груженые «Ладами» составы, поворчат-поворчат, а потом все-таки раскошелятся на подержанные «Тойоты». Дороже, зато надежнее.

Хотелось бы еще прояснить такой момент: разве заградительные пошлины стали громом среди ясного неба? Нет, не стали. Разве они не вписываются в логику властвования нашей правящей элиты? Вписываются. Разве эта логика не была совершенно очевидна год назад, когда страна в едином порыве голосовала «за Путина»? Была. Тогда почему же одни и те же люди сначала выбирают власть, которая подкладывает им свинью, а затем устраивают акции протеста, клеймя ту же самую власть?

В период выборов мы очень часто постигаем связь между политикой и бытом не рационально, не аналитически, а интуитивно. «Как мы живем? Да вроде неплохо. Значит, пусть будут те, кто есть!» Когда же мы начинаем рассуждать о конкретных и возможных действиях власти и их последствиях, оптимизм начинает сходить на нет. Происходит это, как правило, тогда, когда политика буквально врывается в быт. Когда мы теряем работу, зарплату, когда не можем жить привычной жизнью, покупать привычные продукты или привычные автомобили.

Стихийная протестная реакция на изменение быта — явление позитивное. Она указывает на приоритет конкретных ценностей над ценностями абстрактными, которыми нас пичкают с упорством недовольной худобой внуков бабушки.

Источник: Независимая газета

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1523