Великие диктаторы и полководцы в новом спектакле Сахалинского театра кукол "Икар"

Спектакль «Икар» — необычное действо — это кукольная постановка, но не для детей. Взрослым спектакль является из-за отсутствия детской зрелищности и непосредственности восприятия мира. Необычность этого спектакля кроется еще и в серьезности по отношению к данному материалу, причем сам спектакль серьезным может и не быть, но тем не менее, для театра кукол происходящее на сцене является скорее исключением из правил.

Формы и приемы исполнения в «Икаре», литературная основа постановки — очень разные. Но объединяет их характерная для всех изобретательность, особенность, необычное режиссерское виденье. И самое главное — поэтичность, сдобренная иронией на современную действительность, с абсурдными, порой, моментами.

Так каковой сюжетной линии у новой постановки Сахалинского театра кукол нет. Перед нами четыре истории великих диктаторов — Гитлера, Наполеона, Ленина и Сталина. Все они запечатлены в самый последний день своей жизни.

Гитлер, например, в последний день своей жизни являет нам трагикомичную картину: сидя за столом в своем кабинете, и что-то нервно записывая на бумаге, с дрожащими руками, предстает перед нами совершенно в ином амплуа.

Не желая попасть в русские руки, он пишет завещание. В его помутневшее сознание врываются картины страшной войны и ее последствия. Предвидя свое будущее, за колючей проволокой, как показывает нам режиссер, он решается на последний шаг в своей жизни — застрелится.

Великий вождь пролетарской революции и архитектор СССР Ленин в «Икаре» виден нам бодрствующим, готовым к новым свершениям и разрушениям. Вот он с метлой, отгоняющий царя Николая II, а вот он уже вскарабкался на кремлевскую башню — и все это под звонкий и чистый аккомпанемент детского хора («Открыл дороги в мир весенний, рассеял Ленин мрак и тьму»).

Сам Ленин оказывается заложником посеянного им страха. Его маленькое тельце, вросшее в постель, боится всего. И засыпает он навечно.

Великий французский полководец Наполеон в спектакле представлен нам гордым, беспечным и смелым генералом революции.

Высоко вознесенный, одержимый жаждой власти, Наполеон, скорей всего, задумывается о своем продолжении рода, о наследнике, которого, если вспомнить историю, у него так и не осталось. Возможно, он обессилен в результате заточения на остров Святой Елены, где и умирает.

Его время кончено, но он, как кажется все лезет и лезет по лестнице вверх, карабкается… Разве не наблюдаем мы и сейчас все те же кульбиты находящихся во власти, или в эту власть стремящихся попасть?

Следующий герой, который встречается нам в «Икаре» — распорядитель миллионов судеб Иосиф Сталин. Оставшийся один в своем рабочем кабинете, отстраненный ото всех, он вспоминает тех, кто был близок и далек от него.

Непривычно видеть Сталина таким хрупким, беззащитным, каким он представлен в спектакле. Вдруг на сцене появился новый персонаж андрогинного вида в белом халате. Эксцентричная, немного выбивающаяся из стилистики спектакля кукла, сделав укол больному, исчезает так же загадочно, как и появляется. А Сталин остался лежать один на диване, медленно, но естественно умирая.

В спектакле присутствует еще один персонаж, именем которого, собственно, и названа постановка — Икар. Он как сквозное действие спектакля — появляется на авансцене на протяжении всего спектакля, собираясь в полет, ближе к солнцу.

Режиссер столь дивного, не всегда понятного, спектакля, молодой актер Сахалинского театра кукол, выпускник Ярославского Государственного театрального института Элистин Михайлов, говорит, что «решил провести параллель с этим мифологическим персонажем, который хотел сделать невозможное, слишком приблизившись к солнцу». То есть спектакль рассказывает о судьбах великих вождей, схожих с судьбой Икара.

Если говорить откровенно, ничего особенного в спектакле нет. Никаких открытий или новшеств вы не найдете. Достойна похвалы работа молодых актеров, так ювелирно и точно работающих с куклами. Прежде чем идти на «Икара», перечитайте биографии всех вышеуказанных персонажей, и тогда, возможно, у вас не сложится впечатление, что вам что-то не досказали, или вы что-то пропустили. Хотя… Право режиссера ставить так, как он этого хочет.

Сергей Омшенецкий

Фото автора

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1599