Мастер-класс по стрит-фотографии московского фотографа Артёма Житенёва

В прошедшую субботу я посетил мастер-класс по уличной фотографии известного московского фотографа Артёма Житенёва, который впервые прилетел к нам на Сахалин по приглашению известного сахалинского фотографа Сергея Красноухова (в посте так же используется пара его фотографий), за что им обоим огромное спасибо.

Впрочем, отдельно стоит отметить, что я, как всегда, ничего об Артёме Житеневе до этого дня — не знал. С анонсом мероприятия можно ознакомиться здесь.

Мастер-класс проходил два дня — субботу и воскресенье. В первый день Артём показывал свои фотографии и рассказывал о том, что такое уличная фотография в целом, а во второй день все должны были принести на обсуждение по 10 старых и 20 новых фотографий, который должны были сделать в качестве домашнего задания в первый день. Но во второй день, к своему стыду, я не пришел по погодным условиям.

Всего на мастер-класс явилось около 40 человек, и в первый день он продлился почти 3 часа, которые, с небольшим перерывом, пролетели практически незаметно — останавливаясь только на вопросах из зала. Но об этом чуть позже.

Свою лекцию Артём разбил на несколько частей, иллюстрирую каждую из них своими же фотографиями, всего таких частей было четыре — свет, пространство и экспозиция, решающий момент, главный герой.

Вообще, как мне показалось, главной ошибкой некоторых из тех, кто пришел на мастер-класс было то, что они ожидали, как это говорится, что сейчас им покажут ту самую кнопку на фотоаппарате, которая позволит с первого раза выдавать шедевры, но то о чем рассказывал Артём, по большей части было совершенно о другом.

Артём, даже не смотря на то, что отталкивался от своего вполне конкретного плана, больше говорил о том, как он ощущает фотографию, о том, что фотография является отражением самого автора и том, что нужно понимать, что такое уличное фото и почему каждая конкретная фотография получилась именно такой.

Собственно, именно непонимание того, о чем идет речь и является основной проблемой в любой области, но в творчестве она воспринимается особенно болезненно. Чувство вкуса, это такая же особенность человеческого организма как сила или выносливость и она тоже поддается тренировке, недаром же говорят, что чувство вкуса нужно развивать. Но зритель, часто не задумываясь о том, почему автор сделал так, а не иначе — начинает рассуждать об увиденном основываясь на своем чувстве прекрасного, и, в результате, приходит к выводу, что перед ним не творчество, а известно что. А когда автора начинает объяснять художественный замысел или техническую составляющую, тогда-то и приходит понимание сути, а чувство прекрасного, без сомнения, начинает развиваться.

Пожалуй, самым важным, что сказал Артём, было то, что фотографируем мы не глазами, а (в этот момент он приложил руку к груди). Потому что в момент съемки, мы видим что-то интересно, то, что цепляет нас именно зрительно и начинаем это фотографировать, мы видим момент и пытаемся его сохранить. Но просматривая отснятый материал — ту самую фотографию вы найдете не глазами, вы почувствуете ее. Впрочем, пожалуй, это именно то, что словами не объяснить.

Говоря о «свете», Артём показывал фотографию девушек сидящих в кафе (собственно это фото я нашел у него в ЖЖ) —

Простой и понятный пример того, как тень может стать самой главной декорацией.

Рассказывая про «пространство»" Артём объяснял, как он выстраивает кадр, вернее «выстраивает кадр» это слишком «точная» формулировка, ведь это уличная съемка — и кадр может получиться за доли секунды, в один момент —

О том, что же такое «решающий момент», как мне кажется ясно и без лишних слов, главное успеть —

Отдельно был и упомянут и «главный герой». Например, интересная по своей сути фотография, где желтое гармонирует с черным оказалась бы пустой, если бы в кадр не вошел кот —

Еще интересным был разговор о неудавшихся или бракованных с технической точки зрения снимках, но которые в результате все равно стали интересными кадрами —

Так же Артём показал несколько фотографий сделанных на фотоаппарат Хольга, но думаю мало кто понял к чему это и о чем идет речь. Скоро, наверное, уже никто и не будет знать, почему в Инстаграмме получаются квадратные фото. Впрочем, моя собственная фотография подснятая по привычке на айФон получился в свете вышесказанного небезынтересной —

За три часа Артём успел рассказать не только о том, как он делает свои фотографии, но и своей работе репортером в РИА «Новости», а так же разнице между фотографиями для себя и тем, что ему приходится снимать по работе. Но даже не смотря на мою хорошую память, подробный пересказ всей лекции не входит в мои планы, а о самом интересно, как мне кажется, я уже рассказал.

Самое главное! Если вам представится такая возможность, я бы настоятельно рекомендовал не пропустить данный мастер-класс.

Ну, а после лекции организатор данного мероприятия — Сергей, предложил вместе с ним и с Артёмом съездить на СПГ, где я подснял уже выкладываемые мною ранее панорамы, главным героем одной из которых и стал наш гость.

Текст — Леонид Константинович

Вы также можете следить за новостями и уникальными материалами портала в официальной группе Citysakh.ru во «ВКонтакте».

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2599