Клуб "Бумеранг" побывал на маяке Анива

В прошедшие выходные клуб «Бумеранг» организовал туристско-краеведческую программу, посвящённую маякам Сахалина. Более 50 человек — членов и волонтёров Клуба «Бумеранг», учащихся центра детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска, сахалинских семей и просто сахалинцев — побывали на маяке Анива. Сахалинские семьи посетили маяк Анива в рамках проекта «Крепкая семья — живой остров», который проводится при поддержке Правительства Сахалинской области.

Участники узнали о создании и работе маяка Анива от историка, краеведа и автора книги «Маяки Сахалина и Курильских островов» Игоря Самарина, который также был приглашён на экскурсию. Кроме того, участники узнали, какие ещё маяки есть на нашем острове. А на память все получили магниты с изображениями маяков.

В 2012 году маяку Анива исполнилось 73 года. Он был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. Однако их точное расположение было неизвестно судам, так как астрономическое определение нахождения мыса ещё не использовалось в 19 веке. У японских рыбаков даже существовала легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиретоко (ныне Анива) морем. Было начато строительство канала, соединяющего Охотское море с заливом Анива через озера Тунайча и Чибисанское. Но после успешной проводки каравана судов мимо мыса Анива строительство было прекращено.

Район мыса Анива был очень оживленным морским перекрестком. В конце 19 века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей, идущих, а Петропавловск-Камчатский или на остров Тюлений. Бывали случаи гибели судов, что делало строительство маяка необходимым. Маяк Анива был построен по проекту японского инженера Миура Синобу и был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени. Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять сюда кораблем в условиях всегда неспокойного моря.

Построенный маяк представляет собой круглую цельнозаливную бетонную башню с небольшой боковой пристройкой. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Дальность действия маяка составляла около 33 км. Башня имеет 9 этажей. В 3−5 этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В японское время штат служащих на маяке состоял из четырех человек, в советское послевоенное время на маяке жили до 40 моряков, а в последующее время штат маяка состоял из 3−4 семей. В конце 20 века люди покинули маяк, который был переведён в автоматический режим.

Участники поездки отметили, что маяк впечатляет своей грандиозностью, но и запущенностью. В настоящее время он не работает. С каждым годом всё больше разрушается здание маяка под действием морской воды, штормовых ветров и суровых климатических условий. Во многих комнатах выбиты стёкла, что приводит к разрушению маяка изнутри, для сохранения маяка необходимо срочно восстановить штукатурку и гидроизоляцию здания.

Анивский маяк часто используется как визитная карточка Сахалинской области, а также как символ Сахалина в различных изданиях, общественных компаниях. Свет маяка долгие годы был залогом безопасности судов, многие моряки обязаны своей жизнью этому и другим маякам. Сейчас маяку Анива требуется срочная помощь от человека! Будет невосполнимой потерей, если Сахалинская область потеряет этот уникальный исторический объект и техническое сооружение.

Об этом сообщает председатель совета Сахалинской областной общественной организации Клуб «Бумеранг».

Фотографии предоставлены Сахалинской областной общественной организацией Клуб «Бумеранг».

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2821
Фотоотчет