В Сахалинском театре кукол премьера – первая в новом сезоне

В моем детстве не было Поллианны. Был Том Сойер, Пеппи Длинный чулок, Мери Поппинс, а вот Поллианны не было — видимо не печатали. И все мое поколение прошло мимо этой чудесной истории Элинор Портер о жизнерадостной американской девчонке. А жаль! Потому что простая мысль о том, что радоваться жизни можно не только благодаря, но и вопреки обстоятельствам — совсем не лишняя в этой жизни. И чем раньше она попадет в детскую голову, тем больше шансов у человека не стать занудой.

Играть взрослому актеру ребенка — это просто сложно. Это архисложно. Играть ребенка серьезно — это значит стать им. И хотя считается, что актеры до старости большие дети, но на практике становиться ими на сцене удается не то что немногим, а просто считанным единицам. Актрисе Евгении Тодика сыграть главную героиню в «Поллианне» — девочку 11-ти лет — оказалось совсем несложно, тем более что судьба актрисы немного схожа с судьбой ее персонажа.

Поллианна остается без родственников, но в отличие от Тома Сойера, она их прекрасно помнит. А принявшая ее тетя Поли, холодная и черствая леди, в которой живо только чувство долга, совсем не похожа на карикатурно ворчливую тетю Полли Тома (если помните Марка Твена). У нее свои жизненные трагедии, и ее мрачность вполне объяснима. А уж катастрофа, в которую попадает Поллианна (ее сбивает машина), и вовсе превращает историю в психологический триллер. И вот на фоне всех этих невзгод, живет, радуется жизни и заражает радостью всех окружающих маленькая болтушка и придумщица. Назвать ее трогательной — ничего не сказать. Это маленький борец. И очень сильный человечек, потому что свой девиз «Надо радоваться всему!» она несет по жизни, несмотря ни на что, даже если на глазах слезы.

Приведу в пример тот самый знаменитый эпизод, с которого началась вся жизненная философия Поллианны. Вообще-то трагикомичная ситуация, отдающая черным юмором. Девочка очень хотела куклу. Отец-священник обратился с просьбой к добрым людям (что-то вроде гуманитарного фонда), и те присылают ей… костыли. С этого дня и начинается эта странная игра в радость, правила которой очень просты — во всем плохом есть что-нибудь хорошее. Вопрос только, на чем ты сконцентрируешь свое внимание. Ведь вместо того, чтобы переживать по поводу несбывшейся куклы, можно радоваться тому, что костыли-то тебе не нужны! И чем больше несчастье, тем интереснее играть в эту игру, потому что придумать причину для радости гораздо сложнее.

Постепенно конопатая девчонка завоевала любовь многих жителей города. Самым последним поддалось сердце ее тети. Когда Поллианна оказалась прикованной к постели, некогда суровая тетка поняла, как много маленькая племянница для нее значит.

«Всегда радуйтесь!» — повествует нам спектакль. Однако кто в нашей жизни действительно радуется? У меня болит спина, мне не до радости; у меня зарплата низкая, денег не хватает, как тут радоваться. А можно ли радоваться, если у тебя умерла мать, родные сестры и братья, а потом любимый отец, и ты — маленькая девочка, которой негде жить? Оказывается, можно. Дело в том, что Бог ребенка от природы наделил таким неиссякаемым оптимизмом, такой верой в людей, в добро, что если бы мы, взрослые не вмешивались, а поддерживали это детское восприятие мира, то жили бы мы с вами в мире и согласии. Но мы же боимся, что наш ребенок окажется «белой вороной» в этом жестоком мире и стараемся поскорее разбить его «розовые очки».

Поллианна — ребенок, а дети всегда непосредственней, живей, искреннее, чем взрослые. (Честно говоря, иногда кажется, что Поллианна просто страшная болтушка.) Спектакль режиссера Антонины Добролюбовой для подростков (хотя взрослым тоже будет интересно), он далек от канонов реализма или психологизма. В ее «Поллианне» есть все — и детская трогательность, и безудержная веселость, и болезненный надрыв, когда среди бурного веселья вдруг останавливается ребенок, и у него грустнеют глаза, а через минуту он забывает обо всем, увлеченный новой игрой. Но тем и прекрасен театр, что стирает все условности восприятия, заставляя взрослых абсолютно серьезно переживать детские истории. Да и не детская это история на самом-то деле. Как сказали бы в советские времена — очень нужное народу произведение. Любому народу, вообще человеку. Вот такое незамысловатое и нужное.

В завершение, после увиденного, хочется добавить: главное оружие против неласкового мира — это искреннее сердце и радостный дух. И если эта философия покажется вам слишком сусальной, значит… Сходите в наш кукольный, может, что-нибудь для вас изменится.

Сергей Омшенецкий

Все новости раздела | Уникальных читателей: 452