У природы нет плохой погоды?

Курильские острова… Край России, девственно чистая природа и свой особенный быт. Увидеть это чудо природы своими глазами довольно сложно. Добраться до Курил можно только на корабле или самолете. Причем попасть на теплоход «Игорь Фархутдинов» практически невозможно — очень загруженные рейсы. Остается воздушный путь. Но вот уже больше двух недель сахалинцы и курильчане испытывают в этом серьезные трудности.

Начиная с 1 августа погода преподносит жителям области неприятные сюрпризы, из-за чего на Курильских островах Итуруп и Кунашир аэропорты часто не принимают самолеты. Друг на друга накладываются множество обстоятельств: густой туман, отсутствие в аэропортах «Буревестник» и «Менделеево» специального оборудования для работы в сложных погодных условиях, размер воздушных гаваней Курил («Менделеево» не может принимать одновременно больше одного самолета). Все это делает пассажиров, как на Сахалине, так и на Курилах, а также всю авиакомпанию «SAT» заложниками положения.

На момент подготовки материала в публикации, авиакомпания отправила два самолета в аэропорт «Буревестник». Из Южно-Сахалинска на Итуруп смогли вылететь около ста человек. Существовала опасность того, что туман вновь не позволит пилотам посадить самолеты, однако все закончилось благополучно. Также ближе к вечеру планировался вылет самолета в «Менделеево». На Кунашир должны улететь около 50 человек. На Сахалине еще более 200 пассажиров ждут отправки на Курилы.

Корреспондент Citysakh.ru пыталась разобраться в ситуации, встретившись с начальником отдела внутренних и внешних связей авиакомпании «SАТ» Артуром Ди.

— Артур, из-за чего вообще возникла эта проблема?

— На протяжении долго времени мы не можем вылететь на Курилы и не можем вывести пассажиров, которые скопились как на Сахалине, так и на Курильских островах. Это все случилось из-за нескольких причин. Прежде всего, метеоусловия. Поясню, погода за окном и метеоусловия, чтобы совершать рейсы — это разные вещи. Метеоусловия обусловлены тем, какое навигационное оборудование стоит в аэропорту. Например, если в аэропорту плотный туман, но стоит хорошее, современное посадочное оборудование, то проблем гораздо меньше. К сожалению, это не наш случай. Аэропорты «Буревестник» и «Менделеево» достаточно плохо оснащены, поэтому они не могут принять в непогоду наши самолеты. Вдобавок ко всему, сейчас лето и очень высок спрос на билеты по маршрутам Сахалин-Курилы. Все эти обстоятельства и привели к обострению ситуации в последние дни.

— Как только погода наладится, есть ли возможность отправить сразу несколько самолетов на Курилы?

— Ситуация такова: аэропорты «Менделеево» не может принимать одновременно больше одного самолета, у «Буревестника» такой проблемы нет. К тому же, в аэропортах на Курилах может не оказаться топлива. В этом случае его нужно взять с собой, иначе лайнер не сможет улететь. В среднем, пассажирский самолет Dash-8 может взять на борт около 50 человек. Если берем с собой еще и топливо, то количество пассажиров, хоть и незначительно, но уменьшается, все дело в грузоподъемности воздушного судна.

— А можно ли поменять самолеты Dash на более вместительные?

—  Мы не можем поменять наши Dash-8 на более вместительные воздушные суда. Этому есть несколько причин. Во-первых, у авиакомпании «SAT» есть и другие рейсы. Полеты по другим направлениям никто не отменял, и если мы заимствуем хоть один борт с другого направления и будем сидеть в Южно-Сахалинске и ждать погоды на Курилах, это приведет к проблемам в других городах. Второе, на Курилах слишком маленькие аэропорты, они не могут обслужить большие самолеты. Дело все в том, что если бы авиационные власти не запретили в свое время использовать Ан-24 без дополнительного оборудования, сегодняшних проблем бы не возникло.

— Можно подробнее?

— Дополнительное оборудование для Ан-24 — это система сближения с землей. Она стоит довольно больших денег. Мы ее заказали, но поставщик постоянно сдвигает сроки доставки. Таким образом мы скованы по рукам и ногам. Если бы это оборудование нам уже доставили, то на Курилы бы у нас летали не два борта, а четыре. А Ан-24 и Dash-8 решили бы сегодняшнюю проблему гораздо быстрее.

— Давайте вернемся к тому, что сейчас происходит. Сегодня утром вылета на Курилы ждали более 350 человек. Кто-то вынужден был задержаться на Сахалине уже больше, чем на неделю. Авиакомпания «SAT» помогает своим пассажирам?

— Далеко не все, кому нужно лететь на Курилы, живут именно там. Есть и жители Южно-Сахалинска, так что за последнюю ночь с вопросом размещения к нам обратились 220 человек. Этих людей мы расселяем по гостиницам «Дальневосточник», «Аэропорт», «Уют», «Монерон», «Евразия» и «Якорь». Также мы обеспечиваем наших пассажиров питанием.

— Какие убытки вы несете в сложившейся ситуации?

— Убытки огромные. Каждый день простоя можно оценить как минимум в миллион рублей. Даже если грубо посчитать, то разместить в гостинице 220 человек на сутки это более 600 тысяч рублей (в среднем гостиница в сутки 3 тысячи). Прибавьте к этому тех людей, которые сами решили жить в более дорогих отелях — их чеки мы тоже должны оплатить, плюс питание, подготовка самолетов, топливо, затраты на персонал, аренда в аэропорту. В итоге выходит очень внушительная сумма. И все эти расходы мы несем из-за того, что на Курилах нет погоды.

— То есть вас зря обвиняют в том, что вы не хотите летать на Курилы?

— Конечно. Вы поймите, с этими проблемами столкнется любая авиакомпания, которая будет совершать рейсы на Курильские острова. Сейчас погода не в нашу пользу. До недавнего времени, несмотря на такое большое количество пассажиров, у аэропортов был свой регламент работы. У них был перерыв, выходные дни и т. д. То есть тут множество условий должны совпасть, чтобы самолет улетел. Бывает аэродромы готовы — погоды нет, мы можем лететь — аэропорты не работают.

— Учитывая ситуацию, компания «SAT» не рассматривает вариант купить новое оборудование в курильские аэропорты вместе с их владельцами?

— Вот смотрите, допустим, у вас есть маршрутное такси. Вы возите пассажиров из одного города в другой. Вы приезжаете туда, а там нет заправки. Власти вам говорят: «Вы ведь все равно туда ездите, постройте сами заправку, постройте гостиницу и т. д. и т. п.». Это, по сути, абсурд. Раньше были специальные авиационные структуры, которые занимались комплектованием аэропортов, обеспечивали их топливо и прочее. Сейчас это никто не контролирует, сейчас этим занимаются сами аэропорты. А в аэропорту говорят: «Ну, нет у нас топлива!» Как нам прикажете работать?

— Что касается сегодняшних событий. Можно ли ждать разрешения проблемы в ближайшее время? Каковы прогнозы авиационных синоптиков?

— Долгосрочных прогнозов они не дают. Ситуация меняется каждые несколько часов. Если будет погода, то мы отправим все рейсы в ближайшие дни. Но может получиться и так, что на момент вылета из Южно-Сахалинска погода на Курилах была летной, а пока самолет был в пути, метеоусловия изменились. Погода на островах очень нестабильна.

Несмотря на все эти объяснения, психика пассажиров уже не выдерживает. Люди приезжают в аэропорт Южно-Сахалинска ранним утром и ждут вылета на Курилы, а вечером «несолоно хлебавши» возвращаются в гостиницы. Выдержать весь день в душном аэропорту, где нет возможности даже присесть по силам не каждому. Если бы погода была чуть мягче, навигационные системы в аэропортах Курил чуть лучше, сегодняшних проблем вообще можно было избежать. Остается только призывать высшие силы и пытаться договориться с небесной канцелярией.

Анастасия Жукова

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2206