Анимационная программа кинофестиваля "Сахалинский экран - 2012" года представит классику и авангард мультипликации

В последние годы в России растет интерес к азиатской анимации. В первую очередь, к японской, однако постепенно он распространяется и на корейские, китайские, даже, возможно, тайваньские мультфильмы. Наша зарубежная анимационная программа — это своего рода путешествие вглубь анимации Восточной Азии, предполагающее разные уровни «погружения» в этот удивительный мир.

Оно начинается с фильмов широко известного японского режиссера Хаяо Миядзаки, чью небольшую ретроспективу составят «Навсикая из Долины ветров» (25 августа, 11.30, к-т Октябрь), «Мой сосед Тоторо» (26 августа, 12.00, к-т Октябрь; 28 августа, 13.30 к-т Октябрь), «Унесенные призраками» (26 августа, 14.00, к-т Октябрь, 28 августа, 15.30, к-т Октябрь) и «Ходячий замок» (27 августа, 13.30 к-т Октябрь).

Продолжением становятся полнометражные фильмы трех японских режиссеров, которые так или иначе связаны с Миядзаки. Первый — Йосифуми Кондо, создавший на миядзаковской студии «Гибли» свой великолепный «Шепот сердца» (24 августа, 15.30, к-т Комсомолец). Второй — Мамору Хосода, человек, которого некогда звали снимать «Ходячий замок»… Сотрудничество с «Гибли» у Хосоды не задалось, зато он сделал два очень популярных полных метра — «Девочка, покорившая время» и «Летние войны» (25 августа, 14.00, к-т Октябрь). Последний как раз и войдет в нашу программу — это история про древний японский клан и страшную войну в виртуальном пространстве, способную погубить весь мир. Наконец, третий режиссер пока что не слишком известен русскому зрителю: Хироюки Окиура долгие годы был аниматором и мастером по спецэффектам (в частности, на обеих частях «Призрака в доспехах» Мамору Осии), так что «Письмо для Момо» (26 августа, 13.30, к-т Комсомолец; 27 августа, 16.00 к-т Октябрь) — это всего лишь вторая его режиссерская работа. Однако фильм сразу же принес Окиуре славу. Он очень востребован на фестивалях и только что победно прошел в японском прокате.

Помимо полнометражных фильмов, мы показываем два сборника короткометражек. Для семейного просмотра — небольшая коллекция практически не известных в России корейских мультфильмов (25 августа, 15.00, к-т Комсомолец; 26 августа, 12.00 к-т Комсомолец). Корея воспринимается как страна жесткого, сюрреалистичного и часто шокирующего анимационного кино. Но создаются в этой стране и другие фильмы: артистичные, нежные, очень красивые, наполненные поэзией и позитивным отношением к жизни.

А азиатский сборник для взрослых (24 августа, 22.00, к-т Комсомолец; 26 августа, 22.00, к-т Комсомолец), напротив, представит самые острые, сложные, экспериментальные работы, которые делаются сегодня в Азии. Именно те фильмы, которые привлекают к ней внимание прогрессивного западного сообщества.

Это и новая короткометражка понского гуру Коджи Ямамуры — человека, который буквально открыл новый век анимационного эксперимента в Японии своей «Головой горой», «Старым крокодилом», «Сельским врачом» Франца Кафки". На этот раз фильм — о Эдвирде Майбридже, том самом фотографе, который первый разложил движение на кадры, создав кинематографическое обоснование для анимации. Еще одна японская звезда — молодой Ацуши Вада — буквально пару лет назад привлек к себе внимание, когда директор анимационного фестиваля в Оттаве, официально объявил его чуть не главным гением современного японского кино. Сложно считать совпадением, что спустя год после торжественной Оттавской ретроспективы новый фильм Вады — «Великий кролик» — получил Золотого Медведя в короткометражной секции Берлинале-2012. Не так известны пока молодые китайцы Сюй Ан, Си Чен, но их фильмы все чаще входят в программы самых престижных мировых фестивалей. Отчасти на стиль этих режиссеров повлиял наш соотечественник Игорь Ковалев (но тут уж ничего не поделаешь, Ковалев на всех влияет, в свое время и Ямамура вышел из его шинели), но ковалевская неврастения обрела у молодых китайцев особый акцент, поскольку сюжеты свои они черпают из национальной повседневности.

Открытием минувшего года стал индийский режиссер Абэй Кумар со своим фильмом «Просто такой день». Кумар сделал эту короткометражку чуть ли не на спор, и в ней также можно разглядеть массу влияний (в том числе Дона Херцфельдта), однако его философская полуигровая-полуанимационная история стала первым серьезным прорывом индийской мультипликации в области экспериментального кино. Фильм вошел в конкурс Роттердамского фестиваля и получил на разных смотрах ряд значимых призов.

Об этом сообщает пресс-атташе Международного кинофестиваля «Сахалинский экран-2012».

Информацию об анимационной программе «Сахалинского экрана — 2012» смотрите в разделе Афиша на нашем портале.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 878