Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области, рассмотрев коллективное обращение граждан по вопросу установления на 2011 год тарифа на горячую воду для потребителей ОАО «Сахалинская коммунальная компания», а также публикации в средствах массовой информации на эту тему, разъясняет следующее.
В соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля2008 г. № 520 (далее по тексту — Основы ценообразования), тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения,
Если горячее водоснабжение осуществляется с использованием водяной системы теплоснабжения путем отбора из нее сетевой воды (теплоносителя) (далее — открытая система теплоснабжения), то тариф на горячую воду не устанавливается, а потребители оплачивают:
— тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
— расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения, исходя из удельной стоимости подготовки 1 м3 воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Приказом РЭК Сахалинской области
В соответствии с Основами ценообразования одним из методов, применяемых для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является метод установления фиксированных тарифов.
При использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Финансовые потребности, в свою очередь, определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями.
При этом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования метод установления фиксированных тарифов в отношении тарифов на горячую воду применяется с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 47 — 49 указанного документа.
Это означает, что, помимо таких составляющих тарифа на горячую воду, перечисленных в пунктах 48−49 Основ ценообразования, как стоимость 1 куб. метрахолодной воды и расходы на подогрев воды, в состав тарифа на горячую воду включаются иные обоснованные расходы на содержание систем горячего водоснабжения от центральных тепловых пунктов до границ балансовой принадлежности потребителей в случае, если такие расходы не учтены в тарифах на тепловую энергию (мощность), в расчете на 1 куб. м.
В связи с изложенным, составляющие тарифа на горячую воду, установленного на 2011 год приказом РЭК Сахалинской области
В отношении якобы имевшей место «двойной накрутки затрат» разъясняем, что законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов. Расходы на содержание ЦТП и систем централизованного горячего водоснабжения не учитывались при формировании тарифа на тепловую энергию, поскольку в полном объеме были включены в состав тарифа на горячую воду.
Холодная вода, покупаемая ОАО «Сахалинская коммунальная компания» у ООО «Сахалинский водоканал» для технологических целей, была учтена РЭК Сахалинской области в тарифе на тепловую энергию на 2011 год в объеме, соответствующем величине нормативной подпитки системы теплоснабжения, без учета расхода воды на собственные нужды внутри ЦТП, нормативных потерь воды внутри ЦТП, нормативных потерь воды в сетях централизованного горячего водоснабжения, которые были включены в состав тарифа на горячую воду.
Что касается вопроса о том, каким образом комиссия 30 ноября 2010 года установила тариф на горячую воду ранее, чем был установлен тариф на тепловую энергию — 13 декабря 2010 года, разъясняем следующее.
В соответствии с законодательством Российской Федерации тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отличие от тарифов на тепловую энергию, вступают в силу не ранее, чем через один календарный месяц после их установления.
Таким образом, для того, чтобы тариф на горячую воду вступил в силу с 01 января 2011 года, его необходимо было установить не позднее 30 ноября 2010 года. Поскольку к этому времени решение о тарифе на тепловую энергию на 2011 год принято не было, при формировании тарифа на горячую воду в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования расходы на подогрев воды были учтены, исходя из установленного на 2010 год тарифа на тепловую энергию и прогнозных значений этого тарифа на 2011 год.
Таким образом, тариф на горячую воду в размере 141, 06 руб./куб.м. (без НДС) установлен приказом РЭК Сахалинской области