Представитель Южно-Сахалинской и Курильской епархии ответил на вопросы аудитории на лекции о православных традициях в СахГУ

Необычная лекция о православии и церкви прошла 29 февраля в одной из аудиторий Сахалинского государственного университета. Прочитал ее руководитель молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, протоиерей Виктор Горбач.

Организатором мероприятия выступил Православный исторический клуб СахГУ. Как рассказала его председатель Мария Медведева встреча проходила в формате вопрос-ответ. Студенты могли спросить все, что их интересовало о вере, православии, церкви, ее традициях и т. п.

Разговор, который был запланирован примерно на час, продлился в два раза больше. Ребята интересовались многим. Вопросы были самые разные, например, о том, попадают ли в рай домашние питомцы — так и по сложней — об отношении Русской православной церкви к современным переводам Библии или о том, почему Церковь почитает мощи святых, иконы и др. Особую полемику вызвал вопрос о том, можно ли христианину наносить на свое тело татуировки, и могут ли такие изображения прославлять Бога.

В конце встречи самый любознательный получил от отца Виктора небольшой подарок — иллюстрированную книгу по истории Православной церкви в 20 веке.

Как отметили организаторы, возможно, такие встречи станут систематическими.

Вопросы и ответы:

Разве можно православному человеку быть лидером?

Лидер — это тот человек, который является ориентиром для других людей, своеобразным флагманом. Недаром во многих зарубежных энциклопедиях под лидером понимается идущий впереди корабль, передовой дозорный, ведущий караван к цели. В человеческом обществе невозможно обойтись без настоящих лидеров, способных послужить людям, указать дорогу, повести их за собой и привести к нужной цели. «Смиренный лидер»? Согласитесь, режет слух. Хотя примеров тому очень много, и первый — сам Спаситель. Земная жизнь Господа представляет для верующих совершенный пример. Христос явил нам образец настоящего лидерства, способного изменить людей и весь окружающий мир.

Святейший Патриарх Кирилл в своем слове к православной смене «Селигера» отметил, что православное лидерство — кардинально отличается от светского: «Спаситель — Царь царей, или, в категориях современности, лидер лидеров — был кроток и смирен сердцем. В этом и есть особенность православного лидерства. Принимая решения, касающиеся других, лидер не должен считать себя лучше других, т. к. каждый из тех, кому мы предводительствуем, может в чем-то превосходить и нас. Всякий, кто ведет за собой других, должен понимать, что он и сам должен идти. Благо подчиненных есть не средство, но цель лидера, и подлинное ответственное служение руководителя может простираться до жертвенного подвига».

Попадают ли собаки и другие домашние питомцы в рай?

Важно отметить, что происхождение человека отличается от происхождения любого животного. Это очень важно, потому, что есть люди, которые думают иначе. Это Свидетели Иеговы. Их проблема в том, что они считают, что у человека и у животного одна и та же душа. А мы знаем по первым главам Священного Писания, что «душа животных в крови их» и умирает вместе с телом. Человек же был создан по образу и подобию Божию, как бы в два этапа. Первое — это собственно, когда был создан сам человек, и второе, когда Бог вдунул в него дыхание жизни. Наличие бессмертной души и отличает человека от любого животного. Поэтому человек будет жить вечно, он воскреснет, т. к. имеет бессмертную душу. А вот о воскресении животных однозначного ответа нет, и об этом мы узнаем после Страшного Суда.

Осуждает ли церковь предохранение от беременности?

Этот вопрос поднимается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ разделяет два вида предохранения — абортивное и неабортивное. Конечно, все абортивные средства, которые существуют, осуждаются церковью. Потому, что аборт это убийство. Что касается неабортивных средств, то здесь, важно помнить, что намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает семейные отношения.

Почему в церквях идет торговля, если Христос прогнал продающих из храма?

Во времена земной жизни Иисуса Христа торговля в Иерусалимском храме осуществлялась в интересах самих торгующих. Они обменивали валюту, которую приносили люди и делали это в своих интересах. Фактически являясь посредниками между священнослужителями и верующими людьми. То, что сегодня человек приобретает свечку, икону или крестик является формой пожертвования на храм. То же самое касается и церковной литературы. Пожертвование на храм Христос не осуждал. Сегодня, фактически, храм это единственное место для церкви, где может осуществляться какая-то социальная деятельность. Многие приходы не имеют дополнительных помещений не только для организации церковной лавки, но даже для проведения занятий в воскресной школе. Там где такая возможность есть, церковная литература и утварь распространяется в специальных помещениях рядом с храмом.

Каково отношение к татуировкам?

В Ветхом Завете есть четкое указание, что их не должно быть. В книге Левит в 19-й главе устами Моисея говорит Господь: ради Умершего не делайте насечек на теле вашем, не накалывайте на нем письмен. Потом этот запрет повторяется еще дважды в Ветхом завете. Но спасется ли человек, если у него уже есть татуировка? Здесь, конечно, надо покаяться. Само нанесение татуировок является некоей формой бунта против Божьего образа в человеке. Поэтому лучше все-таки воздерживаться от татуировок.

Как должна одеваться православная девушка. Можно ли ей краситься?

В Ветхом Завете есть четкое указание, что женщина должна ходить в женской одежде, а мужчина в мужской. В книге Второзаконие сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий, делающий сие». Здесь конечно возникает вопрос, что считать женской, а что мужской одеждой. Сегодня девушки покупают джинсы отнюдь не в мужском отделе. Но мы внутренне должны понимать, где мы носим мужскую одежду, а где женскую. Еще девушкам важно помнить, что в отличие от мужчин, наделённых физической силой, женский пол наделён силой очарования. И, как приличный мужчина следит, чтобы своей силой не причинить вреда окружающим, так и женщина должна пользоваться своей силой с осторожностью.

Можно ли краситься? Здесь очень многое зависит от цели. Если женщина пытается исправить то, что было создано Богом, то это конечно грех. Если же жена старается напомнить своему мужу, какой прекрасной создал ее Господь, и чуть-чуть добавляет «яркости», дабы привлечь внимание мужа, по моему мнению, греха в этом нет. Есть определенное ограничение, касаемо нахождения в храме. В православной церкви принято прикладываться к иконам. Поэтому конечно, если девушка или женщина с накрашенными губами, то от этого остаются следы.

Каково отношение Русской Православной церкви к последнему переводу Библии?

Если Вы имеете ввиду перевод В. Н. Кузнецовой, то специалисты по библиистике относятся к нему крайне настороженно. Критике подвергается язык перевода, квалифицирующийся рецензентами как вульгарный, а также тот факт, что Кузнецовой была почти полностью заменена устоявшаяся богословская терминология. Негативная оценка собственно филологических достоинств перевода была дана митрополитом Иларионом (Алфеевым): «перед нами не перевод, а пересказ, причем дурной пересказ, искажающий смысл и стиль оригинального текста».

Еще до революции кроме Синодального текста существовало несколько десятков переводов на русский язык различных библейских книг. Некоторые из них сохраняют культурное и историческое значение. В наше время также различные специалисты продолжают заниматься переводами, но, безусловно, самым авторитетным продолжает оставаться Синодальный перевод.

Почему в Церкви почитают мощи святых?

Мощи святых угодников являются знаком особой Божией благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем. Мы знаем из Библии, когда при прикосновении к мощам умершего святого происходили чудеса. Как говорил Кирилл Иерусалимский: «Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников, когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям”. Так же из Библии мы знаем, что есть определенные места, которые имеют особое благословление Божие. Поэтому мы относимся с почитанием к каким-то вещественным свидетельствам проявления Божьей благодати в нашем мире.

Можно ли православным заниматься восточными единоборствами?

Апостол Павел отвечая на подобные вопросы в одном из своих посланий, сказал: „Все мне позволительно, но не все полезно…“ Перед тем как начать какие-то занятия нужно задать себе вопрос: а зачем это мне нужно? Пока это физкультура — занимайтесь. Но, как только кто-то пытается навязать какую то непонятную философию или духовную практику, стоит серьезно подумать. Заниматься спортом — это нормально, а вот когда Вас призывают поклониться духу этого зала и т. п., лучше уйти. Если начались уроки медитации, концентрации энергии, лучше подумать о духовной самообороне. Современные виды единоборств, которые практикуются в силовых структурах, чужды мистики, и они на порядок выше, эффективнее, чем те, которые пропагандируются в клубах восточных единоборств.

Если всё совершается по воле Божией, за что Бог забирает маленьких детей до и во время рождения у людей праведных, ведущих честную жизнь, христиан, не имеющих, так сказать, изъяна?

Во-первых, какова цель нашей жизни? Это спасение. Достижение этой цели не зависит от промежутка того сколько мы прожили. Можем прожить год, а можем прожить 90 лет и не спастись и даже наоборот, так нагрешить, что уже ничего и не поможет. Вот известная история: Ангел лишил жизни младенца. Один монах хотел узнать судьбу Божью, и ему было открыто, что младенец с возрастом стал бы главой банды разбойников, а сейчас он попадет в Царство Божие. Смерть младенцев объясняют еще тем, что человек очень быстро может достичь высот праведности. Вот у нас в святцах есть мученик Кирик. Сколько Кирику было лет? Три года было мученику Кирику. Великий праведник на небесах. А Вифлеемские младенцы? Господь знает пути человека. Господь умеет, что называется, просчитывать. Бог видит свободную волю человека, хотя и не определяет ее. Люди исходят из того, что земная жизнь имеет абсолютную ценность. Мы сожалеем от того, человек умер рано, потому что видим только земную реальность, в которой живем. А перед лицом вечности она какой-то небольшой промежуток времени. И мы должны понимать, что любая душа не исчезает. Она воскреснет и соединится со своим телом и будет жить. Здесь можно очень много обсуждать и разбирать. Лучше смотреть на конкретную ситуацию, чтобы все более четко понять.

С большой или маленькой буквы писать слово „Бог“?

Если имеется в виду единый Бог, который признается в таких монотеистических религиях как христианство и мусульманство, то с прописной. При этом дело не в религиозной позиции пишущего (она может быть любой), а в том, что слова Бог, Господь, Богородица, Аллах и т. п. — индивидуальные названия, являющиеся фактически собственными именами. C прописной буквы рекомендуется писать и прилагательные, образованные от слова Бог: Божий, Божественный. В переносном же значении употребляется только строчная буква: божественный вкус, бабушка божий одуванчик. Также в устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией, следует писать слово „бог“ (а также „господь“) только со строчной буквы. Вне зависимости от религиозной позиции пишущего ошибкой будет написание „ей-Богу“. Также невозможна прописная буква в таком контексте:» у него все не слава богу" и т. п.

Как вытащить человека из секты?

Это очень непростой вопрос. Во-первых, если это Ваш близкий, ни в коем случае не теряйте с ним контакта. У любого сектанта наступает момент, когда он начинает задумываться и сомневаться, важно чтобы тогда рядом с ним оказались его близкие, те с кем он может просто поговорить. В нашем городе работает информационно-консультационный центр религиоведческих исследований. Там всем желающим могут оказать консультационную и юридическую помощь, и дать достоверную информацию о деятельности сект. Тел.: 8−914−756−14−96. Свой вопрос можно также задать на сайте stopsekta.ru.

О чем говорит существование огромнейшего количества многих религий, церквей и сект? Почему именно православие это истина?

Говорит о том, что поиск смысла жизни присутствует в каждом человеке. Каждый человек задумывается о том, ДЛЯ ЧЕГО он приходит в этот мир, КАК достойно прожить свою земную жизнь, и ЧТО БУДЕТ после того как она закончится. Поиск смысла жизни приводит человека к поиску Бога — Того кто является Творцом, Законодателем и Судьей. Кто-то может возразить, а какие существуют доказательства бытия Бога?

Когда мы говорим о чем-то, что у нас возникает понятие оценки — хорошо это или плохо, красиво или уродливо, совершенно или несовершенно. Даже в Вашем вопросе есть классификация: религии, церкви, секты… Но давайте подумаем, почему мы считаем лягушку менее совершенной чем собаку, или камень менее совершенным чем здание из камней, или, наконец, вошь почему менее совершенна чем человек? Откуда у нас берется такая шкала?

Представим себе такую картинку: _________+_________________+_________________________

Какой из этих плюсиков ближе к цели?

Конечно никакой! Ведь у нас нет этой цели.

Другое дело, если картинку нарисовать вот так:

_________________+________________________+________________________|

Тогда становится ясным, что правый плюсик ближе к цели, чем левый.

Так же функционирует наше сознание. Если у нас нет врожденной шкалы ценности, то мы теряем всякую способность к оценке. А шкала эта не может существовать без предельной Цели, Верховного Мерила Совершенства. И тут нам надлежит вспомнить аргумент древнего мудреца Ансельма Кентерберийского: «в Боге как в Существе всесовершеннейшем не может отсутствовать такое качество как Бытие».

Говоря проще, если мы можем оценивать картошку, людей, погоду, книги, то, значит, есть Бог — Верховный Судья.

Существуют и другие доказательства бытия Бога. Но как понять замысел Творца? Христианство говорит об откровении Бога к людям. Бог приходит в этот мир для того чтобы дать ответы на вечные вопросы, для того чтобы спасти человека от пустоты и разрушения. Сохранить и передать это Откровение — миссия Православной Церкви. А принять или отвергнуть Его — свободный выбор человека.

Об этом сообщает миссионерский отдел Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1117