Все новости

    Просроченные пилоты уронили самолет

    К авиакатастрофе Boeing 737 в Перми привела плохая подготовка летчиков, считают в Росавиации. Во время расследования выяснилось, что документы экипажа о прохождении летной подготовки могли быть подделаны или просрочены.

    «Аэрофлот-Норд» не комментирует заявления главы Росавиации. Одни эксперты говорят, что если все так, то виноваты не летчики, а авиакомпания. Другие считают, если ведомство серьезно поднимет тему о фальсификации летных документов, глобальная чистка ждет всю авиасистему.

    Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков заявил в четверг, что к аварии самолета Boeing 737 привели отсутствие взаимодействия экипажа и его недостаточная подготовка к полетам. По его словам, при проверке организации летной работы после катастрофы в Перми в авиакомпании «Аэрофлот-Норд» были выявлены факты «несоблюдения пилотами технологии работы и взаимодействия членов экипажа», передает ИТАР-ТАСС.

    Комиссия по расследованию, как рассказал Курзенков, отметила также слабые знания экипажем летно-технических характеристик Boeing 737. В самой авиакомпании выявили нарушения по допуску летного состава к полетам, а также ошибки документации «в части контроля за выполнением полета с использованием средств сбора полетной информации». Подготовка экипажа в авиакомпании, согласно заявлению Курзенкова, проводилась «с отступлением от требований программы подготовки летного состава».

    Глава Росавиации рассказал, что «экипаж представил фальсифицированные документы, касающиеся прохождения летной подготовки и подготовки к выполнению международных полетов». В «Аэрофлот-Норд» отказались комментировать заявление главы Росавиации. Ранее авиакомпания неоднократно сообщала, что не сомневается в квалификации экипажа Boeing 737. По данным компании, командир экипажа Медведев налетал 3689 часов, из них 1165 часов — на Boeing 737−500. Управлению Boeing он учился на курсах переподготовки пилотов в центре FTI в Денвере в 2006 году.

    Пилоты полагают, что претензии участников комиссии по расследованию катастрофы в Перми могли вызвать какие-нибудь недочеты в оформлении документов. «Может быть, пилот не прошел в срок подготовку на тренажере, может быть, нашли какую-то давнюю незаполненную летную книжку», — предполагает летчик. Другие специалисты, впрочем, не исключают, что подготовка летчиков к пилотированию самолета Boeing 737, возможно, была недостаточной. Но виноваты в этом случае не сами летчики, а «система организации летной работы в данной авиакомпании, которая посадила их за управление самолетом», считает заслуженный пилот СССР, президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов.

    Например, как рассказал Смирнов, второй пилот из примерно 8 тысяч налетанных часов почти 7 тысяч отлетал на самолете АН-2. Родион Медведев впервые стал командиром экипажа только на самолетах Boeing. До этого он был вторым пилотом на АН-2 и Ту-134. «На АН-2, к примеру, пилот должен ориентироваться, преимущественно, по естественному горизонту, тогда как на Boeing стоит прибор авиагоризонта», — рассказал эксперт. Кроме того, приборы отечественной машины имеют стрелочную индикацию, тогда как пилот Boeing летает в так называемой «стеклянной кабине», где показатели приборов выводятся на экраны. «У пилота нет времени думать над показателями. Например, катастрофическая ситуация в Перми длилась всего 6 секунд, за это время пилот обязан был принять верное решение», — отметил Смирнов. Не исключено, что командир экипажа за такое короткое время принять это решение не успел. «Но причина не в плохой подготовке, а в отсутствии психологической подготовленности к нештатной ситуации», — считает коллега разбившегося командира экипажа. Что касается данных о фальсификации документов, размышляет Смирнов, если Курзенков сообщил об этом, то «его словам нужно доверять».

    «Каждый шаг летчика, — объяснил Смирнов, — записывается в летные документы». В специальную летную книжку идут данные о том, сколько часов пилот отлетал днем и ночью, сколько времени провел на специальных тренажерах, сколько раз заходил на посадку. «Но летные книжка и летное дело — документы строжайшего хранения», — подчеркнул эксперт. Если пилот сам сфальсифицировал данные летной книжки, то тогда «логически возникает вопрос, как документ оказался у него на руках». Кроме того, любое, даже малейшее уклонение от нормативов является грубейшим нарушением. «А установить, что, где и когда не прошел пилот, очень легко», — добавил Смирнов.

    «Проблема, которую поднял Геннадий Курзенков, говоря о фальсификации документов, касающихся летной подготовки, очень больная», — сообщил «Газете.Ru» и летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков. Как пояснил летчик, речь может идти о покупке допусков к полетам. «В летную подготовку, которую проходят в учебных центрах, включены обучающие полеты, когда пилот учится управлять машиной в разных метеоусловиях условиях, совершать разные виды посадок, — поясняет Акименков. — После каждого полета ему члены комиссии дают допуск. Это большая программа». Но чем сложнее система, тем сильнее хочется ее упростить. Поэтому, поясняет летчик, и есть в России такое достаточно распространенное явление, как приобретение допусков. Конечно, на квалификации пилота подобный ход обучения не может сказываться хорошо. «Люди получают так документы, а потом уже им приходится самостоятельно учиться работать в разных условиях, — говорит Акименков. — То же и с подготовкой к выполнению международных полетов. Вторые пилоты обязаны сделать не менее 100 рейсов по международным трассам, прежде чем им дают допуск. Но на это уходит много времени. А авиационный бизнес всегда руководствовался прибылями. Вот и получается, что есть много факторов, чтобы нарушить систему, и один — совесть пилота, чтобы сдавать честно».

    Тем временем расследование причин катастрофы в Перми продолжается. По последним сообщениям Межгосударственного авиационного комитета (МАК), уже завершен анализ метеоусловий злополучного полета, работы наземных служб при заходе Boeing 737 на посадку в аэропорт Большое Савино, а также изучена эксплуатационно-техническая документация самолета. «Группа независимых экспертов по летной эксплуатации самолета ознакомлена со всеми необходимыми сведениями и приступила к анализу и подготовке независимой оценки выполнения полета», — говорится в сообщении МАК. Кроме того, эксперты из США, Франции и России на основании полученных сведений готовятся к «моделированию» ситуации, приведшей к авиакатастрофе.

    Источник: «Газета.Ru».

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 3184

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто