Эксперименты на Большом адронном коллайдере дадут свежие открытия для медицины и промышленности

Идея построения Большого адронного коллайдера родилась в 1984 году. Официально ее одобрили спустя 10 лет. В 2001 начали строительство. Стоимость проекта — 10 миллиардов долларов. Финансовые вливания в колайдер продолжаются. 20 стран-участниц Европейского центра ядерных исследований (CERN) в этом году выделили на науку свыше 900 миллионов долларов.

Эксперименты на ускорителях элементарных частичек позволяют ученым расширять знания о вселенной. Однако, кроме фундаментальных открытий, миллиардные расходы на колайдер оправдывают и новые технологии, которые рождаются во время экспериментов. Рольф Хоер, генеральный директор CERN с 2009-го года: «Наука и технологии переплетаются во время наших исследований. Много современных открытий человечества вышли именно из экспериментов физики элементарных частичек». Заместитель гендиректора CERN Рольфа Хоера постоянно отслеживает, во время каких экспериментов изобрели новые технологии и обсуждает с учеными возможности их внедрения в разных сферах.

Кроме открытий в физике, CERN известен тем, что в 1989 году именно в его стенах изобрели Интернет. Самая громкая технология настоящего, которая обязанна своему появлению Большому адронному коллайдеру — это рентгеновская система Медипикс. Трековые детекторы, которые должны отслеживать движение элементарных частиц после столкновенья, оказались полезными в медицине. Валерий Пугач, член правления международной коллаборации LHCb, Институт ядерных исследований НАН Украины: «Т.е. пациент сидит, например, на исследовании под рентгеновскими лучами или другими лучами и эти детекторы мгновенно на экране обрисовывают, где находится инородное какое-то тело».

Также детекторы размером с мобильный телефон могут выводить на экран составные части любого механизма. Эту разработку начали применять и в археологических раскопках для определения состава разных типов вещества в находках. А еще эксперименты на ускорителях элементарных частичек привели к открытию излучений, способных разрушать раковые клетки. Кроме медицины, технологии экспериментов CERN используют в промышленности. Это сверхпроводящие магниты, радиационно стойкая радиоэлектроника. Невол Харнью, участник эксперимента LHCb, профессор Оксфордского университета: «Все оптические сверхсовременные кабели, которые несут информацию с колайдера на компьютеры, это радиационно сверхпрочные крепкие проводники, которые можно применять в промышленности». А материалы, из которых сделаны детекторы колайдера, пригодны для изготовления деталей космических аппаратов.

Поэтому, кроме открытия занавеса тайны происхождения Вселенной эксперименты, которые начнутся на Большом адронному коллайдере весной, могут принести человечеству сверхсовременные технологические открытия.

Источник: ICTV.