Книжный вопрос

Всем хорошим во мне я обязан книгам.

М. Горький

Не хотелось начинать статью с банальной фразы о том, что «некогда самая читающая держава…», но именно она приходит на ум. Раз уж сам премьер-министр говорил о том, что «повышение интереса к чтению становится, без преувеличения, общенациональной задачей», то проблема действительно существует, и проблема немалая.

Но как дело обстоит на самом деле? Читает ли молодежь, и если читает — то что? А если не читает — почему это происходит?

«Сегодня наши подростки по интересу к чтению занимают 43-е место в мире», — президент Российского книжного союза Сергей Степашин.

Но почему подростки не хотят читать? С этим вопросом я обратилась к школьникам.

Алена, 7 класс:: «Мне совсем некогда читать. Кроме учебы я занимаюсь хореографией и рисованием. Свободного времени почти не остается, только на небольшой отдых».

Андрей, 10 класс:: «Я не считаю, что я мало уделяю времени книге. Полдня я на уроках с учебниками в руках, вторая половина дня — домашнее задание. Вечер предпочитаю оставлять для себя: встречаться с друзьями или сидеть за компом».

Семен, 8 класс:: «Я вообще не читаю книг. Мне хватает учебников истории и литературы».

Света, 8 класс: «Все, что нам задают по литературе, неинтересно читать. Наверное, поэтому с класса шестого меня мало интересуют книги».

Кристина, 10 класс: «Я читаю только то, что мне интересно. Журналы, статьи в Интернете. Книги только те, которые посоветуют друзья и одноклассники».

Антон, 9 класс: «Последняя книга, которую в руках держал — Букварь! (смеется) Нет, я еще иногда читаю параграфы, которые нам задают».

Вика, 5 класс:: «Мне нравится читать смешные ужастики или детективы для детей».

Маша, 5 класс:: «А я люблю мангу и мультфильмы по ней».

Стас, 7 класс:: «Я не люблю читать. В свободное время занимаюсь спортом, играю в компьютерные игры, гуляю. Но я хотя бы не по слогам читаю, не то что некоторые мои одноклассники!»

Другую сторону вопроса мне помогли разобрать учителя русского языка и литературы, пожелавшие не называть себя: «Современные дети почти не интересуются классикой. Читают произведения школьной программы (если повезет) или новую молодежную литературу („Сумерки“, „Гарри Поттер“ и т. д.). В среднем по классам охотно выполняют домашнее задание по литературе 5−7 человек. Но если не перегружать их работой на дом, до 80% учеников среднего звена работают активно. Есть произведения школьной программы, которые вызывают интерес у школьников. Это произведения, в которых героями являются их ровесники или животные. Это „Повести Белкина“, „Капитанская дочка“, „Цыгане“ А. Пушкина, „Очарованный странник“, „Левша“ Н. Лескова. В более младших классах это басни И. Крылова, сказки. Ребятам нравятся юмористические рассказы М. Зощенко и А. Чехова.

Однако есть произведения, которые можно вообще убирать из школьной программы, так как их почти никто толком не читает. Это древнерусская литература, жития — их содержание разбирают вообще с большим трудом. Это большие романы Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Шолохова. Данных авторов стоит изучать небольшой группой интеллектуалов на элективных курсах, а не на уроках, где мы очень ограниченны во времени.

Когда дети отказываются от чтения, у них понижается грамотность, словарный запас становится ограниченным. Это влияет на их успешность по учебе в целом. Кроме того, у читающих детей четче проявляются нравственные ориентиры. Поэтому чтобы привлечь к чтению, мы пытаемся развить в детях их собственные творческие способности, связать литературу с живописью, музыкой. Нужно заинтриговать: прочесть интересный момент, показать отрывок из фильма. Т. е. сделать так, чтобы им захотелось узнать, чем все закончилось».

О том, зачем приходят в библиотеку дети и подростки (и приходят ли вообще), рассказала Марина Нечипорук, заместитель директора муниципального учреждения «Южно-Сахалинская централизованная библиотечная система»: «Я не могу сказать, что дети стали меньше читать. Заложенные в семье традиции передаются из поколения в поколение: кто читал раньше, читает и сегодня. Центральная детская библиотека расположена очень удачно — вблизи школ. Дети приходят за произведениями по школьной программе. Это одна из причин, по которой недостатка в посетителях мы никогда не испытывали. Вторая — молодые родители приводят своих детей. Это вновь образовавшиеся семьи, где появились новые члены. Мы заводим формуляры на родителей, они читают своим детям дошкольного возраста сказочки, прибаутки, тем самым приучая ребят к чтению. Спасибо книгоиздательствам, книги сейчас внешне очень привлекательны для малышей. Кроме того, существуют в библиотеке клубные объединения по интересам. Это „Юный правовед“, „Экология“, клуб „Почемучки“. Дети читают здесь тематическую литературу.

Подростки тоже могли бы чаще приходить к нам, но они бывают очень заняты в стенах школы, ведут активную общественную жизнь. Кроме того, у родителей есть возможность развивать своих детей — это музыкальные школы и спортивные секции. Да и библиотека — это не только чтение. Мы организуем большие праздники: приглашаем сахалинских писателей, проводим презентации новых книг, по итогам года выявляем лучшего читателя. И вообще стараемся всячески принимать участие в жизни ребенка».

А вот книжный магазин, куда я отправилась, чтобы узнать, каков сегодня спрос на книжную продукцию, встретил меня абсолютно пустующим: «Мало стали покупать литературу, — сетует Ольга Юрьевна, продавец. — Наверное потому, что сейчас в Интернете можно найти любые издания. Нельзя сказать, что спроса на книги нет вообще. К нам приходят и молодые люди, и пенсионеры. У нас много тематической литературы. Художественную берут реже, но небольшой спрос все же есть».

Уже привычно слышать, что Интернет и всеобщая компьютеризация являются причинами того, что современный ребенок не притрагивается к книгам.

А может ли современная литература заинтересовывать, захватывать? Кто тот герой и сверстник, за которого переживаешь, перелистывая страницы любимого рассказа? Даже Дж. Роулинг «состарила» своего героя. Ниша героя современной молодежи свободна, и ее может занять кто угодно, даже вампир.

Идем далее.

Время — не самая ли большая ценность сегодня? И мы хотим экономить его, сразу выбирая лучшее, а не тратя драгоценные часы на вечные поиски. И если из рекламы мы можем узнать, что «этот шампунь лучше», от соседки — что нужно обязательно посмотреть такой-то фильм, то где же информация о книжных новинках? Если рекламой о других продуктах буквально напичканы все сферы деятельности человека, то где советы о том, что стоит купить в книжной лавке?

Кто из современных авторов не пишет «примитивщину»? Кто не преследует коммерческие цели? Бесспорно, такие писатели существуют. Но гораздо чаще на книжных прилавках встречаются издания с незамысловатым сюжетом, не претендующие на хоть какую-то оригинальность. Кроме того, в литературу все больше проникает мат, ругательства; все меньше можно встретить книжную лексику, чаще — просторечный язык.

О книгах как о печатных изданиях

Современные книги либо очень дороги, либо ничем не примечательны. За книгу хорошего качества придется выложить неплохую сумму. Но иногда появляется ощущение, что и «бюджетные» издания направлены только лишь на извлечение выгоды. Крупные отступы, большие межстрочные интервалы, огромные поля — и получается большая трехсотстраничная книга, информации в которой на деле всего страниц 200.

И последнее. Родители, взрослые и не очень люди! Когда в последний раз ваши дети видели вас за книгой? Делились ли вы прочитанным со своими детьми? Советовали ли когда-нибудь своим чадам прочесть то, что вас самих «цепляло» в детстве?

Вздохи: «Ох и молодежь же нынче!», — хорошо характеризуют всеобщий настрой. Взрослые часто винят молодых людей в отсутствии нравственных ценностей, целеустремленности. Подростки же, в свою очередь, отовсюду слыша, что они безнадежны, и не планируют становиться выше в моральном и интеллектуальном плане. Другим необходимо «дорасти», осознать, что ему действительно нужно. Да, информация разнообразного характера сегодня доступна любому школьнику. Так пускай же он будет избирателен в ней. А вот этому нужно научить. Дети открыты для всего нового, в них нужно вкладывать, сеять желание к познанию. Но не поучать, не читать нотации. А самим подавать пример.

Интересного Вам чтива!

Татьяна Ефимова

Все новости раздела | Уникальных читателей: 2294