Лабораторные опыты. Четыре эскиза в Чехов-центре

«Лабораторная» традиция в Чехов-центре, заложенная бывшим художественным руководителем театра Никитой Гриншпуном (который запустил маховик бурлящей эскизно-экспериментной деятельности несколько лет назад), вылилась в новую лабораторию с лаконичным названием «Комедия. Классика. Прочее». Правила «игры» просты: четыре режиссера, четыре пьесы и несколько дней для подготовки четырех эскизов спектаклей.

Пожалуй, нет театрального проекта, более зависимого от зрителей, чем Лаборатория. Придет ли зритель? Не испугает ли его цена билета и неизвестность на подмостках? Но зритель пришел. И зритель увидел четыре абсолютно разных спектакля.

В «Пьесе про коров» Вадима Леванова в постановке режиссера Семёна Александровского на сахалинской сцене предстал чистой воды вербатим — спектакль, полностью состоящий из монологов и диалогов реальных людей — очевидцев события. Вербатим «Пьеса про коров» — будничный и немного циничный рассказ о жизни провинциального телевидения, столкнувшегося с неожиданной проблемой: падежом скота в неизвестной деревне Колывань. Однако, не смотря на интересную и очень необычно построенную историю, режиссеру, казалось, не удалось соблюсти баланс между юмористическим и реалистичным: зрители, очень быстро привыкнув смеяться от яркой характерности актеров (диктор, респондент, журналистка), не думали останавливаться и при довольно серьезных, порой жестких, репликах.

«Прекрасное далёко» — уникальный спектакль. Здесь сошлось вместе всё — и точная, «аккуратная» режиссура Павла Зобнина, и очень лаконичный текст драматурга Данилы Привалова (псевдоним режиссера Дмитрия Егорова, с которым сахалинский зритель знаком по постановке спектакля «Остров Рикоту»), и актерский ансамбль, где нет первых и нет последних. Удивительно, но за пять дней актерско-режиссерская группа смогла подготовить зрелый, состоявшийся спектакль, который, будем надеяться, останется в репертуаре театра на той же площадке, где и был показан.

Часто для лаборатории выбирают современные пьесы современных авторов. Для этого классика было сделано исключение. 23 октября на сцене состоялся показ спектакля по произведению Александра Володина «Происшествие, которого никто не заметил» в постановке петербургского режиссера Тимура Насирова. Это был в полной мере эскиз — силуэт спектакля благодаря сценическому наброску виден хорошо, однако полная картина может предстать только после плотной работы при превращении наброска в спектакль. В целом, история-сказка, трогательная, лирическая, достойна большой сцены.

Спектакль «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» по пьесе Матвея Вишняка в постановке Даниила Безносова можно назвать чудом, которое не случилось. Двое — он и она — просыпаются в одной кровати. Он пытается вспомнить, каким образом познакомился с Ней и уговаривает Ее остаться еще на девять ночей. История о жизни и смерти, о теле и душе, готовящихся узнать друг друга и разойтись навсегда, в итоге свелся к бытовому общению мужчины и женщины, где за историей любви (органично сыгранной Владимиром Байдаловым и Натальей Наумовой) должно лежать нечто намного большее.

Неизвестно, какие спектакли будут поставлены в репертуар — с определенностью можно сказать, что мнение зрителей будет мало способствовать выбору или не-выбору какого-то эскиза. Остается лишь надеяться на критиков, активно участвовавших в обсуждении, и на вкус руководителя лаборатории Олега Лоевского, для которого лаборатория «Комедия. Классика. Прочее» — уже 61-я по счету.

Анна Мороз

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1816