Хороший журналист - профессиональный дилетант (с) Сергей Чудинов

Заслуженный сахалинский журналист Сергей Николаевич Чудинов рассказывает о своей жизни, профессиональных успехах, а также делится советами с будущими журналистами.

— Здравствуйте, Сергей Николаевич. Расскажите нам о своей жизни. Где родились, учились, работали, кем хотели стать?

Я местный, родился в г. Южно-Сахалинске. Не могу сказать, что я с самого детства хотел стать врачом, космонавтом или инженером. Кем я желал быть — неизвестно.

Моя жизнь делится на две части. Последние 30 лет я отдал телевидению, а до этого были поиски. Окончил школу, работал на стройке, работал штукатуром-маляром 3-го разряда. Потом поступил в пединститут на филфак. Его закончил настолько хорошо, что меня даже оставили на кафедре. Здесь я преподавал зарубежную литературу.

После службы в армии снова вернулся на кафедру. Но не сложилось. Я понял, что научная среда это не мое. Ушел в газету, работал корректором в «Советском Сахалине». Это великолепная школа русского языка и грамотности.

Однажды я случайно по радио услышал объявление, что проводится конкурс на мужской голос в комитет по телевидению и радиовещанию Сахалинской области. И я, совершенно никого там не зная, никогда не переступая порог этого здания, думаю — а дай попробую! Голос вроде бы есть. К моему изумлению, меня взяли. Как оказалось, на телевидение требовался диктор. В то время я носил длинные волосы, бороду и усы. Меня тут же побрили, подстригли, намазали пудрой. После чего поставили на тракт — то, что сегодня называется кастинг. Отступать было некуда. Я его благополучно прошел, и с тех пор там и остаюсь. Говорить о том, что я с детских лет мечтал о телевизионной карьере, не имеет смысла. Все — воля случая. Но я благодарен судьбе, которая меня вела. Наверное, из меня бы мог получиться неплохой преподаватель ВУЗа. А может, хороший мастер по ремонту. Но я не жалею ни об одном из этапов своей жизни и рад, что все так сложилось.

— Скоро будет юбилей вашей работы на ГТРК «Сахалин», 30 лет. Какие проекты вам больше всего запомнились за этот немалый срок?

Я считаю, что мне есть чем гордиться. Первый основной этап — это дикторская работа, я с неё начинал, там был хороший рост. Я был в Москве, учился и стажировался у лучших мастеров. Вскоре мне надоело читать чужие тексты. Пошел работать корреспондентом. Я считаю, это была лучшая школа в информации для любого журналиста, великолепнейшая школа мастерства. Слава Богу, я её прошел и как ведущий в кадре, и как человек, который что-то делал за кадром. Но затем ушел на самостоятельные хлеба, хотелось что-нибудь сделать самому.

Из самых памятных проектов — цикл программ «Портрет на фоне истории». Это рассказы об интересных, «белых» пятнах истории Сахалинской Области. Согласитесь, их было немало. Например, я нашел в Корсакове двух старушек, которые пережили Японскую оккупацию. Они оставались здесь, жили в японской резервации и об этом мне рассказали. Разве это не интересно? Это, как минимум, познавательно.

Конечно же, была программа «Робинзон» — про нашу природу. Я всегда говорил, и буду говорить, что на Сахалинском телевидение есть две самые выигрышные темы — это новости и природа. Потому что наша природа уникальна.

Есть знаковое событие, которое запомнилось мне навсегда — Нефтегорск. Страшная беда, первые трое суток мы там работали, и за это получили правительственную награду, которой я очень горжусь, ведь для людей нашей профессии это редкий случай.

Последние двадцать лет я веду свой авторский проект «555555». Раньше это был журнал, который выходил каждый день по 55 минут. Сейчас, увы, он превратился 20-ти минутную программу. Для своего времени программу выпускала просто огромная редакция. Мы проводили интереснейшие конкурсы, у нас был рабочий телефон, куда люди могли звонить и задавать вопросы в прямом эфире. Хорошо помню котят, которые ходили у меня по столу. Их надо было пристроить в добрые руки. То была по-настоящему народная программа, мы выходили каждый день, и огромное количество народа смотрело нас.

Вот такие этапы большого пути.

— За все время работы журналистом, какие интересные люди вам встречались? Может, были такие, которые вас многому научили или дали советы, которые помогли вам в дальнейшей жизни?

Если говорить про профессиональный рост, то давайте начнем с начала, с того самого дикторства. Когда я только пришел, меня учили два наших тогдашних мэтра — Людмила Васильевна Сурина и Елена Борисовна Коломийцева. Они учили меня правильной интонации, дыханию, посадке, подаче материала, ведь это только кажется таким простым — сесть в кадр и что-то прочитать. Это были первые мои учителя. А дальше все шло от самого себя, до всего доходил сам. Мне всегда интересно, я много читаю. Людей за 30 лет было много, самых разных. Каждый человек интересен по-своему. Иногда встречаешь этих людей и приятно, что они тебя помнят, подходят, здороваются. Есть много интересных личностей, особенно приятно общаться со знакомыми. Эфир получается легкий, вы понимаете друг друга с полуслова.

Когда люди узнают вас на улицах, здороваются — вас это радует или наоборот раздражает?

Я оптимист! Конечно, всякое бывает, настроение дурное, проблемы, мало ли что. А когда идешь на работу — а я по жизни пешеход — и вдруг встречается какая-нибудь бабушка, начинает тебе улыбаться, говорит: «Здравствуйте, Сережа. Я вас узнала, мы вас так любим», — сразу преображаешься. Спина прямая, идешь довольный. Когда заходишь в студию, то сразу отключаешься от проблем, ловишь определенный драйв от прямого эфира. Терпеть не могу запись — она расхолаживает. А прямой эфир это действие, прошло, как прошло. Бывало, идет эфир, а у тебя софит над головой разбивается. И вот она реакция, вот оно действие, ты вынужден на себя переключать внимание и что-то говорить. В этом и есть весь смак.

Какие советы вы бы дали будущим журналистам?

Один раз у меня получилась большая дыра по времени, ее нечем было закрыть. Гостя в эфире тоже не было. И я все это время о чем-то говорил, выходил из положения. Это лишний раз толкает меня на пророческие слова для студентов-журналистов — читайте больше, знайте больше, потому что в нашей профессии это основа основ. Интернет может помочь лишь в крайнем случае.

Если в голове нет опыта, знания тем, то не надо рассчитывать, что зритель глупее вас. Надо думать, что он умнее, потому что зритель всегда понимает, где ты прокалываешься. Если будешь всегда позволять себе это делать, то вряд ли станешь хорошим журналистом. Изучайте историю родного края. Она очень богата, своеобразна, и надо ее знать.

Я всегда говорю, что хороший журналист — это профессиональный дилетант. Знать нужно обо всем, готовится к каждому эфиру, чтобы зритель не чувствовал, что вы дилетант, пусть это будут абсолютно противоположные темы. Но если вы владеете вопросом, то зритель вам поверит. Профессия не в том, чтобы спрашивать по списку, потому что зритель это видит. Его нужно заинтересовать и сделать так, чтобы он тебе верил. Поэтому интересуйтесь, читайте, просвещайтесь и любите свою работу, относитесь серьезно к каждому делу, стремитесь быть лучшим.

Автор: Ирина Остапенко

Все новости раздела | Уникальных читателей: 5252