Последний визит израильского премьера Эхуда Ольмерта в Москву проходил, как говорится, «за закрытыми для прессы дверями». Немного общих протокольных фраз лидеров двух стран, и никаких комментариев после встречи. И это неудивительно. Ведь еще до приезда израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта в Москву Россия и Израиль по-своему расставили приоритеты предстоящих переговоров. Пресс-служба Кремля в числе главных тем предстоящих переговоров назвала ситуацию на Ближнем Востоке и вопросы двустороннего российско-израильского экономического сотрудничества. А израильская газета «Гаарец», комментировавшая последнее заседание израильского кабинета, подчеркнула, что главная цель визита — убедить Москву отказаться от ракетных сделок России со странами, враждебными Израилю. По мнению правительства Израиля, предстоящие поставки российских комплексов С-300 Ирану и Сирии «нарушат военно-стратегический баланс на Ближнем Востоке».
Израильский
премьер прибыл в Москву не с пустыми руками. В его портфеле
постановление израильского кабинета о передаче в собственность России
Сергиевского подворья в центре Иерусалима, которое было построено еще
на рубеже 19 — 20 веков на средства Императорского православного
палестинского общества. До 1917 года там размещались русские паломники,
приходившие на Святую Землю. Другой жест доброй воли — отказ Тель-Авива
от военного сотрудничества с Грузией, что означает для Израиля потерю
многомиллионных контрактов на поставки оружия и обучение грузинских
военных. И, наконец, отмена визового режима на взаимные поездки граждан
России и Израиля. Все это, по мнению Израиля, должно склонить Россию к пересмотру соглашений о поставках новейших средств ПВО Ирану и Сирии и Ирану.
По данным российских военных источников, на сегодняшний
день у Ирана есть 10 зенитно-ракетных комплексов С-200 и 6 комплексов
С-300 старой модификации, тайно купленных еще в середине 90-х годов у Белоруссии.
Что касается Сирии, то она располагает комплексами
С-200 и истребителями-перехватчиками Миг-25 и Миг-31. Однако наличие
этого оружия не помешало израильским самолетам вторгнуться 6 сентября
2007 на сирийскую территорию, разбомбить «таинственный военный объект»
на северо-востоке Сирии, и вернуться без потерь.
Не секрет, что
в последние годы, по мере ухудшения российско-американских отношений,
Россия активизировала сотрудничество с Ираном, как в сфере энергетики,
так и в военной области. В частности, во время своего визита Тегеран в октябре 2007 года Путин обещал иранскому лидеру Махмуду Ахмадинежаду
достроить атомную станцию в Бушере. Москва не раз спасала Тегеран от жестких санкций Совета Безопасности ООН, однако Иран воспринял такую
политику России не с благодарностью, а как само собой разумеющееся.
Израиль
опасается передачи Ирану российских систем ПВО. Как отмечает газета
«Коммерсант», в 2006 году Иран уже получил 29 зенитно-ракетных
комплексов «Тор-М1», и «Тор-М1Т», а в 2007 году — 1200 ракет для них.
Но главное, чего боится Тель-Авив, это контракт на поставку Ирану 5
комплексов С-300ПМУ-1, который был лишь парафирован сторонами. Именно
эти зенитно-ракетные комплексы могут оказаться весьма эффективным
средством борьбы с современными западными самолетами.
Что
касается Сирии, то, по данным «Коммерсанта», Россия намеревается
продать ей в 2008 — 2010 годах 36 других комплексов ПВО — «Панцирь-С1».
На протяжении всего постсоветского периода в своей ближневосточной
политике Россия придерживалась принципа равной безопасности и для
Израиля и для арабов, что на дипломатическом языке называется
«сбалансированным подходом». Однако в последние 2 года, по мере
усиления российско-американских противоречий (и прежде всего речь о размещении элементов ПРО в Польше и Чехии), а также в ответ на стремление Вашингтона расширить НАТО за счет Украины и Грузии, Москва
стала пересматривать свой «сбалансированный подход» в пользу арабов и Ирана. Именно тогда активизировалось российско-иранское и российско-сирийское сотрудничество в военной сфере. Однако до поставок
комплексов С-300 Тегерану и Дамаску дело пока не дошло.
По логике вещей, Россия могла бы разыграть антиамериканскую и антиизраильскую карту в ответ на действия Запада в Грузии — вооружение
марионеточного режима Саакашвили. Но это — весьма опасная игра. Иран,
которого Россия, по-прежнему называет «региональным стратегическим
партнером», демонстративно игнорирует все резолюции Совета Безопасности
ООН, призывающие прекратить обогащение урана и сократить его ядерную
программу.
Цель Тегерана очевидна — стать региональной ядерной
державой, и он весьма близок к этой цели. По данным военной разведки
Израиля, Иран может создать первую собственную ядерную боеголовку к 2010 — 2012 годам. И нет никаких гарантий того, что нынешнее
руководство исламской республики, обещающее «стереть с лица земли
сионистское образование» (государство Израиль), не воспользуется для
этого своим будущим ядерным арсеналом.
Такой сценарий явно не в интересах России. Москва готова выполнять свои обязательства и по строительству атомной станции в Бушере, и по поставкам в Иран ядерного
топлива для Бушерской АЭС, но ее, как и Запад, не устраивает идея
иранского руководства производить ядерное топливо у себя в стране.
Таким
образом, Россия вновь перед дилеммой: либо дать достойный ответ Израилю
— вооружить его врагов, либо принять «дары Ольмерта» (Сергиевское
подворье в Иерусалиме) и вновь отложить на неопределенный срок военные
поставки Тегерану и Дамаску.
Кремль, как и прежде, хранит
молчание — по крайней мере такова была ситуация сразу после переговоров
с Ольмертом. Но даже если Москва даст «зеленый свет» на продажу
модернизированных комплексов С-300, российским оборонным предприятиям
потребуется не менее года на их производство, и столько же на подготовку иранских специалистов. За это время и США, и Израиль могут
нанести упреждающий удар по ядерным объектам Ирана, как это уже было в Ираке в 1981 году.
Андрей Муртазин