На вопросы Сергей Роганов — писатель, кандидат философских наук, автор концепции «смертного человека», многочисленных работ по философии и психологии смерти.
-
Бессмертие — это ведь хорошо. Но, людей пугает процесс старения. Зачем
жить вечно, если уже через 60−70 лет ты — старая развалина, а за ними-то вечность…
— Прежде всего, надо разобраться, о каком бессмертии вы говорите. То, что предлагает нам религия, в том
числе и христианство, совсем не значит, что вы, как старая развалина
будете существовать вечно после смерти. Бессмертна душа, а старение —
это относится к плоти. Кроме того, бессмертие предполагает преображение
душ, которое происходит в посмертном мире.
Но, если говорить о современных представлениях о «бессмертии», то это, прежде всего,
различные технологии и уровень жизни, которые позволят для начала жить
как можно дольше. Поэтому, ваше замечание — совсем в точку попадает!
Ведь общества потребления (современные развитые страны) предпочитают
бороться не за чистоту религиозных картин бессмертного существования, а со старением. Анти-эйджинговые программы в США, Европе — серьезный
бизнес, и он все растет и разворачивается… В 60−70 лет превращаться в развалину — это уже не модно, в этом возрасте жизнь начинается совсем
интересная, да и мудрость, феномен которой начали изучать психологи,
это особое состояние сознания и психики, которое начинается именно
после 60-ти.
— Но, попытка продлить существование
чего-либо, это вроде как-будто у Творца закончились идеи по созданию
новых форм, а дублировать старое — себе проблемы, на случай если вдруг
осенит.
— Вы правы в том смысле, что сторонников
радикального изменения человеческой природы посредством новых
технологий сейчас называют «человекобогами». Нам в истории очень хорошо
знакомо, кто такой «человекобог». Именно так Федор Достоевский называл
будущих социалистов и коммунистов. Теперь же перекраивать историю,
планету не так интересно, как попытаться пересотворить самого человека,
как-будто не было ни Бога, ни семи дней творения. Вы в своем замечании
как раз указываете на то, куда стремятся сторонники земного бессмертия,
— стать на место Бога. Насчет же того, остались ли у Творца идеи по новым формам — это лучше спросить у него самого.
— Является ли смерть частью логики пребывания человека в этом мире?
-
Да, феномен смерти является частью логики. Диалектика Г. Гегеля —
философия смерти, ведь негация (отрицание) это и есть смерть. Для
экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж. Сартр), для психоанализа
(З. Фрейд) и многих других в 20 веке идея смерти — фундаментальное
измерения бытия человека и процесса самоосмысления…
Но, есть
и другой контекст. В вашем вопросе скрывается другой вопрос, — а в чем
логика смерти? Зачем существует смерть, и какая польза человеку от смерти. Проще всего ответить — так устроен мир, но я хотел бы пояснить,
что смерть живых организмов в том смысле, в каком мы ее понимаем,
появилась как результат процессов старения, на определенном этапе
развития эволюции.
— В чем собственно состоит
целесообразность существующих (коротких) сроков жизни человека, какую
позитивную роль играет его смерть — в плане эволюции, цивилизации или
чего-либо?
— И старение, и смерть — результат
возможности для организмов размножаться половым способом. Половое
размножение — самое перспективное в процессе развития видов живых
существ, поскольку позволяет получать очень большое разнообразие
генетического материала, в отличие от других форм размножения —
деления, почкования. Можно даже так сказать, — смерть есть прогресс
эволюции в сторону появления мыслящих существ,
-
Какого взгляда придерживаются создатели проекта искусственного
продления жизни в отношении природы мышления? Понятно, что работа
упирается в создание искусственного интеллекта?
— Да,
над этим сейчас интенсивно работают ученые многих стран. В России тоже
появляются центры и институты искусственного интеллекта, но пока это,
увы, первые шаги. На мой взгляд, основная ошибка многих исследователей
заключается в том, что сознание сводится к интеллекту, а последний — к компьютеру. Возникает иллюзия, что достаточно сделать мощные программы
и машина начнет мыслить, как человек. Сознание человека находится не в голове, хотя безусловно, невозможно без головного мозга. Но мозг, — не более чем инструмент. Сознание, мышление — это форма родовых
общественных отношений и реализуется действиями поступками людей в обществе. Разница между человеком и компьютером — очевидна, — последний
невозможен без работы всего общества.
— Вы не ошиблись
отраслью, делегируя проблему радикального продления жизни именно
биотехнологиям? Почему Вы считаете, что надо плясать от материи?
-
Это не я делегирую, а современная наука, фантасты, различные ученые и исследователи. Так часто происходит в культуре, когда какое-нибудь
научно-техническое движение тут же отождествляется с человеком и обществом. Считается, что технологии — инструмент создания нового
человека. Так было всегда. Было господство механики, и весь мир и человек представлялся машиной, например, часами. А вспомните первую
половину прошлого века, когда достижения индустриального мира давали
повод фантастам рисовать гигантские картины нового человека и будущего
планеты.
В действительности, современные биотехнологии — самый
простой и эффективный путь избавляться от старения, от необходимости
размножаться половым способом (уже, кстати, есть даже сервис —
добровольная кастрация, как средство радикального омоложения.
-
Бессмертие уже стало доступно в узких кругах? А вы, значит, хотите
сохранить нынешний статус-кво в интересах узких кругов? Повернуть дело
так, чтобы народ сам не захотел бессмертия?
— Почему
«узких кругов»? Вспомните, — еще не так давно мобильный телефон и компьютер (ноутбук) были принадлежностью «крутого» бизнеса. А сейчас?
Что вы понимаете под бессмертием и узкими кругами? Бороться за продление жизни — вот современное бессмертие. Анти-эйджинговая
индустрия — очень мощных сегмент современного рынка услуг, начиная от медикаментов и заканчивая тренингами, фитнесами, пластикой и многим
другим. Когда люди начинают бороться со старением, они начинают
бороться ЗА биотехнологии…, За земное долгожительство. И тогда, —
почему бы не бессмертие, чем плохо?
Обратите внимание — когда люди
начинают передвигать свой пенсионный возраст к 70, в 60 видеть кризис
среднего возраста, в 70 требуют переквалификации и возможности
работать, — это уже не узкие круги, а массовое потребление…
-
Тема, конечно, интересная. Но, мне кажется, вопрос «Зачем нам умирать?»
— если положить руку на сердце, вторичен. Он вытекает из вопроса,
который человек боится задать сам себе: «Зачем я живу?» Думаю, если
перенести вопрос на всю цивилизацию, Вам интереснее будет на него
ответить: «Зачем на Земле существует человечество?»
-
Зачем нам умирать? — это вопрос к человеку — Зачем нам быть людьми?
Человек стареет и умирает как родовое существо, в результате старения и полового размножения… Это отдельная и очень большая тема…
Зачем
на Земле существует человечество — думаю, что это вполне уместный
вопрос и не из раздела фантастики. Возможно, нам сложно на него
ответить, поскольку мы только то приступили к изучении Галактики,
космоса, Вселенной в целом. Но уверен, ответ на этот вопрос дадут, и очень скоро, — в силу каких законов развития вселенной неизбежно
возникает и развивается человечество?
— А, Вам, как,
надеюсь, человеку русскому и православному не кажется, что смерти
вообще нет как таковой, есть лишь жизнь вечная и бесконечная. То есть
другими словами, смерти бояться не нужно, нужно лишь поступать так,
чтобы заслужить и обеспечить своё дальнейшее существование.
-
Я русский, но атеист. Считаю что старение и смерть — необходимый этап
развития человека, возможность для него проходить свой путь как
человеку. Разве не старением, размножением и смертью наказывал Бог
первых людей? Хорошо. Будем жить как люди.
— Пока что
все достижения человечества в этой области весьма теоретические.
Человек, доживший до 100 лет, по сей день является большой редкостью.
Разум человека имеет свои ограничения, и выше головы (выше замысла
создателя), не прыгнешь. По-прежнему репродуктивный возраст женщины
ограничен 40-летним возрастом, а выход на пенсию в самых «здоровых»
странах не превышает 70 лет. Парадокс в том, что с возникновением
бессмертия жизнь на земле прекратится. В результате перенаселения будет
введена квота на рождаемость, дети станут редкостью. Жалкая кучка
работоспособных граждан не сможет содержать растущее в прогрессии
неработоспособное население пенсионного возраста, что приведёт к кризисам, революциям, войнам, саботажу, искусственному уничтожению
технологий бессмертия.
— Так оно так, но возраст
пенсионный не так давно приблизился к 70 годам. К тому же, теперь 70
лет — тот самый возраст, когда можно получить новую профессию, и начать
деятельность на новом поприще… Читая отчет специальной комиссии при
Президенте США, я сам удивлялся тому, насколько теперь 70-летие не рассматривается как предел, когда можно спокойно отдыхать на завалинке.
А кризис среднего возраста, который теперь, по оценкам европейцев вполне может случиться и в 60 лет? А, вспомните, Порфирий Петрович говорит Раскольникову — мне 40, я человек поконченный, а у вас вся жизнь впереди… Смешно? Это сказать сейчас 40-летнему, что он человек поконченный?!
Репродуктивный возраст ограничивается 40 годами? А искусственное оплодотворение, институт суррогатных матерей, искусственная матка, искусственное вынашивание плода, это как? Перенаселение, — да, аргумент. Но когда не было этого аргумента? В Риме? В Европе в 19 веке? в 20? Туристы в космос уже запросто летают, а на моей памяти планета с ума сходила, когда первый человек в космосе появился…
Дело, на мой взгляд, в другом, — человек замахивается не на переустройство планеты, не на переустройство биосферы, а на свою собственную природу, причем радикально, так, как никогда за все время истории не замахивался…
Не закончится ли эта погоня за земным бессмертием перерождение человека и его вымиранием как раз в тот момент, когда он приблизится к желанному земному бессмертию?
— Вам не страшно рассуждать про бессмертие?
— По-моему, о бессмертии рассуждать не страшно, вот о смерти и летальности — страшно…
Грезами о бессмертии спасается человек от своих страхов. И вот что интересно. Во второй половине 20 века отношение человека к смерти стало перевернутым, по выражению французского историка и культуролога Ф. Арьеса. Человек вытесняет все видимые признаки, символы смерти, умирания подальше с глаз. Безенчук в «12 стульях» торговал гробами на вокзале. Да и «похоронной» рекламы было достаточно. А вы сейчас где-нибудь видели открытую торговлю гробами или рекламу похоронных услуг?
А кладбища теперь, где находятся — за чертой городов, подальше… Когда-то могилы предков находились в центре поселений, у славян тоже. И надгробные камни были столами. И вся община собиралась в центре, и за этими столами отмечали все праздники, и стар и млад…
А хосписы сейчас где? — в сторонке, подальше…
А о суициде, которого в России 60000 в год, в два раза больше, чем от ДТП где-нибудь говорят? Нет. А психологическая помощь открытая в радиоэфире есть? Нет…
Где-нибудь есть телепрограмма о смерти, умирании, похоронах? Нет. В Германии запустили — в CNN об этом отдельной строкой сказали…
Страх смерти — отдельный феномен, и отдельная история…
Что
касается меня, то мне ни о смерти, ни о бессмертии говорить совсем не страшно… Я просто никогда об этом по отношению к самому себе не думал. Чисто исследовательский интерес, ничего личного…
-
Так-так! А с чего бы это такой вопрос вообще поднялся столь широко, а?
Площадочку себе посадочную готовим, да? Мистер Чубайс хочет сделать
бессмертие для себя, а вы значит, как в советские времена агитируете —
колбасы на всех не хватит, так как она вредная? Зря стараетесь,
уважаемый. Не оценят. Не возьмут с собой.
— Я разве в теме конференции предлагаю агитировать за бессмертие в обнимку с Чубайсом? Бог ему в помощь, Чубайсу… Мы как-нибудь по земному, по человечески разберемся…
— Из этой конференции я впервые
узнала, что у людей, которые верят в вечную жизнь, мозг является
жизненно важным органом. Идея возможности поменять даже сам мозг
впечатлила. Видимо, для современного человека это давно назрело.
Причем, сперва надо поменять мозг, а уже потом заняться омоложением и продлением жизни. В противном случае, зачем новая жизнь со старыми
мозгами или вообще без оных? Заинтересовал и тот факт, что умереть с новыми мозгами оказывается не так страшно, как со старыми. А умереть
еще и без морщин — вообще пробуждает энтузиазм! Ну, что ж, в загробный
мир — с новым мозгом и лицом! Радуюсь!
— Вопрос
замены мозга — приближается к реальности, хотя все это еще, конечно,
эксперименты и теории. Но вот на Западе давно обсуждают проблемы
пересадки мозга.
Судя по темпам развития информационных
технологий, биотехнологий, на нашем с вами веку это случится… Ведь
еще не так давно сомневались в возможности пересаживать жизненно важные
органы… Вспомните — голова профессора Доуэля — красивая фантастика
Беляева. Но в 50-е весь мир облетела фотография большой собаки, у которой на шее красовалась живая головка маленькой собачки. Наш хирург,
— знаменитый Демихов так оперировал… На Западе даже появились такие
новые течения как трансгуманизм, — возникновение принципиально нового
человека, на основе научного и технологического прогресса… Вот и получается, что смерть можно смело выносить за скобки…
-
А может это «смертельно опасное» для человечества бессмертие нужно не само по себе, а так же как та идея смерти, которая «спасает»,
-
Вообще то, идея смерти — дело хорошее, хотя кому как, мне, например, ни холодно, ни жарко, я и так себе думаю и живу. И без идеи смерти, забот
у человека хватает. Только теперь, вы правы, идея бессмертия вытесняет
напрочь идею смерти: люди долго жить собираются. Много детей
рожать-воспитывать — уже «старомодно», так что и без философий, смерть
эту задвигают в угол со всех концов…
— Этот вопрос
всегда меня мучил, сколько не помню себя я боялся смерти как и любой
другой человек, но с возрастом я понял одну вещь, то что так называемое
«бессмертие» о котором рассказывают ученые вплотную приблизившиеся к вакцине от старости, это не дар, а проклятье. Я пришел к такому выводу,
потому что природой не дано человеку жить вечно, такова человеческая
натура, — получив объект желания (бессмертие), человек потеряет любовь
к жизни, к тому, что заставляет нас жить ярко.
-
Бессмертие как проклятие — эта мысль появляется постоянно в культуре…
В основном — среди атеистов, естественников, ученых, революционеров.
Главное, что понимать под бессмертием — просто ли невозможность
умереть, или переход в иное измерение? Для коммунистических режимов —
память о вождях бессмертна. Да и умирать стоит только во имя великих
ценностей человечества. «И имя, и дело его переживут века!» — помните
такой лозунг?
— Как-то в Новый год в Нью-Йорке брал
интервью у людей на улице — нужно ли им бессмертие? Нет, говорят, не нужно. У группы «Ультрафутуро» есть проект, связанный с крионикой, но они считают, что никому не нужно вкладывать деньги в такую тему.
-
Возможно, в крионику для всего человеческого тела или только мозга пока
не вкладывают, и всего в США около 400 людей согласились на такое
бессмертие. Но, ведь общества сражаются со старением и увеличивают
среднюю продолжительность жизни, и это — гигантские инвестиции,
гигантский сектор рынка и услуг… Если крионика еще отдает
фантастикой, то тренинги, фитнесы, пластика, диетология, парфюмерия,
гигиена — это все весьма прибыльно, потому что ВСЕ нужно сейчас людям…
-
Мне бессмертие не нужно. Я вполне нормально себя чувствую с осознанием
конечности своего бытия. И никакого нравственного волюнтаризма не испытываю. Жить надо достойно, просто потому, что надо и никакие химеры
рационализма меня с этого пути не сбивают. «Добродетель сама по себе
награда».
— Тоже позиция, никто не спорит… У каждого
свое бессмертие. Думаю, что это право каждого — выбирать то, что ему
удобно и комфортно, на земле ли, на небесах…