Судебные приставы России готовятся к юбилею своей службы

1 ноября в России отмечается День судебного пристава, установленный согласно Указу Президента РФ № 1019 от 8 сентября 2009 года «Об установлении Дня судебного пристава». А в этом году отмечается еще и 145-летие образования института судебных приставов.

Появление института судебных приставов в современной России — это в определенной степени возврат к российской юридической традиции, существовавшей до революции 1917 г. Новые судебные приставы — это возрождение известного института судебных приставов, существовавшего ранее в России.

На Руси исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского судебника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением — судебных приставов.

В конце октября 1861 года по указанию императора Александра II началась работа по составлению судебных уставов о судоустройстве и судопроизводстве. В 1864 году Указом Императора Александра II был принят Устав, в котором впервые подробно освещались правила исполнительного производства. А еще через год он вступил в действие. В частности, Устав возлагал обязанности по исполнению судебных решений на судебных приставов, состоящих при окружных судах; решения мировых судебных установлений приводились в исполнение приставами, состоящими при мировых съездах; решения земских начальников и городских судей в пределах земских участков приводились в исполнений полицией. На судебных приставов возлагались обязанности по розыску должника, его имущества, по наложению ареста, поиску преступников и их доставке: для дальнейшего разбирательства в уполномоченных на то органах.

Таким образом, судебные приставы были наделены функциями принудительного исполнения государственного волеизъявления для зашиты истца и его интересов, как в гражданских, так и в уголовных правоотношениях.

Судебные приставы состояли на государственной службе и имели классные чины. При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности — печать судебного пристава, а позднее — именные сведения. Кандидатов на должность судебного пристава, как правило, подбирали из числа канцелярских служителей различных ведомств. Кроме того, судебный пристав приносил присягу.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам.

Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причиненные неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению из внесенного им денежного залога, а при его недостаточности — из прочего имущества самого судебного пристава.

После Октябрьской революции 1917 года функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах.

Со сменой политического курса развития нашей страны в начале 90-х годов прошлого века возникла настоятельная необходимость правовых реформ, в том числе судебной, реформы принудительного исполнения судебных решений и актов некоторых других государственных органов.

Впервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве после принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», по которому поддержание порядка в заседании Конституционного Суда возлагалось на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Вместе с тем, на них не возлагаются функции по принудительному исполнению актов Конституционного Суда РФ. Только после принятия в 1997 году Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» можно говорить о начале реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей современного облика, соответствующего современным социально-экономическим реалиям.

Воссоздание службы судебных приставов было осуществлено в 1997 году в соответствии с Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 г. № 1316 «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

Основными задачами ФССП России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России.

Исполнение судебных решений является неотъемлемой частью основного права человека на судебное разбирательство, поэтому эффективность системы исполнения судебных решений имеет первостепенную важность для функционирования судебной системы в целом. Только реальное обеспечение права гражданина на справедливый суд в разумные сроки может сохранить и повысить доверие общества к власти, обеспечивающей воплощение восстановленной судом справедливости. Эффективность мер по обеспечению исполнения судебных решений так же, как и статус, и уровень подготовки судебных исполнителей, являются ключевыми в организации всей системы.

По данным пресс-центра УФССП по Сахалинской области

Все новости раздела | Уникальных читателей: 784